Bihus.Info: Ахметов и китайцы больше всего наживаются на "зеленом тарифе" в Украине
65% средств, выплаченных ГП "Энергорынок" за альтернативную энергию в 2018 году, пошли десяти бизнес-группам.
Об этом свидетельствуют расчеты Bihus.Info, сделанные на основании данных о платежах "Энергорынок".
В тройке прошлогодних лидеров - электростанции, которые перешли от братьев Клюевых китайской госкорпорации CNBM, холдинг Рината Ахметова, а также ВЭС шведско-украинского бизнесмена Карла Стурена.
В общем альтернативные электростанции прошлого года получили от ГП "Энергорынок" 16,8 млрд грн. Это данные Министерства энергетики. Сколько из этой суммы пошло каждой отдельной компании, чиновники не разглашают. На запрос Bihus.Info в ГП "Энергорынок" не ответили, однако журналистам удалось получить детали.
Так, 11 млрд из общих 17-ти пошли десяти бизнес-группам, развивали крупнейшие проекты в "зеленой энергетике" по состоянию на 2018 год. То есть на них пришлось 65% "зеленых" денег.
По 3 млрд грн за год получили за "зеленую" энергию солнечные электростанции, которые при президентстве Януковича развивали близкие к нему братья Клюевы, и альтернативные энергопроекты олигарха Рината Ахметова (преимущественно за счет Ботиевской ВЭС).
В первую 10-ку прошлогодних бенефициаров "зеленого" тарифа также входят:
ВЭС украинского бизнесмена со шведскими корнями Карла Стурена (1 млрд грн),
СЭС бизнесменов Андрея Гордиенко и Сергея Хрипкова (до 1 млрд каждые),
ВЭС нардепа Максима Ефимова (840 млн),
ГЭС и СЭС экс-помощников депутата Александра Домбровского (до 500 млн),
солнечная станция в Болграде, вероятно до сих пор принадлежит Клюевым (до 500 млн),
СЭС Александра Репкина (до 300 млн),
а также гидро- и солнечные станции Юлии Левочкин и Игоря Тынного (до 300 млн).
С 2019 году деньги по "зеленому" тарифу начнут получать новые станции, открытые рядом постмайданных политиков и близких к ним бизнесменов.
Об этом рассказывали журналисты Bihus.info в фильме-расследовании "Короли солнца и ветра".
Так, альтернативной энергетикой начала заниматься инвестгруппа ICU с орбиты 5-го президента Украины Петра Порошенко. Среди совладельцев ICU Макар Пасенюк, финансовый советник Порошенко. В общем ICU строит три солнечные станции общей мощностью более 225 МВт, первый из них уже запустили в начале 2019-го.
Кроме того, компания "Подстепное солнце", которая принадлежит народному депутату Игорю Котвицкому и жене министра внутренних дел Арсена Авакова Инне, достраивает солнечную станцию на 25 МВт, которая уже получила "зеленый" тариф (и это, скорее всего, будет не единственный солнечный бизнес Аваковой-Котвицкого).
Компания ETG, которую связывают с экс-нардепом от Народного фронта Николаем Мартыненко, строит целый ряд солнечных станции в Желтых Водах, Днепропетровской области.
И, наконец, холдинг Ахметова планирует в 5 раз увеличить свои мощности в альтернативной энергетике до конца 2019-го (с 210 МВт в 2018 до 1000 МВт в 2019).
Для всех станций, получили "зеленый" тариф - это, повышенный размер оплаты за "чистую" энергию действовать гарантированно до 2030 года. "Зеленый" тариф в 10 раз превышает плату за электроэнергию атомных электростанций. Кроме того, "зеленый" тариф в Украине в среднем в 1,5-2 раза выше цены "зеленой" энергии в странах ЕС.
По расчетам Минэнерго, через массовый запуск новых альтернативных энергопроектов в 2019 году, уже с 2021-го платить за "зеленую" энергию придется не прошлогодние 17 млрд, а более 40 млрд грн в год.
Такие расчеты озвучила руководитель Директората энергетических рынков Минэнерго Ольга Буславец на одном из заседаний в парламентском комитете по вопросам ТЭК.
Однако вместо того, чтобы снижать "зеленый" тариф для станций, запустятся уже в этом году, в частности для крупных промышленных объектов, парламент с подачи председателя комитета ТЭК Александра Домбровского (БПП) и министра энергетики Игоря Насалика ограничил физическую возможность строить мелкие частные СЭС на земле.
* Сумма выплат по "зеленому" тарифу может быть больше
** народный депутат Домбровский уверяет, что не имеет отношения к бизнесу своих экс-помощников, хотя в одной из компаний среди учредителей присутствует даже предприятие его дочери
Источник: исследование журналистов, основанное на данных налоговой отчетности