rus
Українська
Топ-темы:

В Украине начинается важный для Кремля период - Дмитрий Тымчук

Татьяна Гайжевская

В Украине начинается важный для Кремля период - Дмитрий Тымчук
В Украине начинается важный для Кремля период - Дмитрий Тымчук

В ситуации, которая сложилась на сегодняшний день в Азовском море и Керченском проливе, Россия вправе задерживать украинские корабли чуть ли не у самого Мариуполя. Усиление военно-морской составляющей в этом регионе ни к чему хорошему не приведет. Единственный выход – обращение в международные суды.

По состоянию на сентябрь 2017 года Украине было невыгодно расторгать Большой договор о дружбе и сотрудничестве с Россией. На сегодняшний день его необходимо разорвать. О резкой реакции на этот шаг со стороны Кремля Украине можно не беспокоиться. Такое мнение во второй части интервью UAportal высказал народный депутат Украины, координатор группы "Информационное сопротивление" Дмитрий Тымчук.

Первую часть интервью читайте здесь: Путину нет смысла захватывать Харьков и Мариуполь, у него другая ставка - Дмитрий Тымчук

- Каково ваше мнение о том, что сегодня происходит в Азовском море и в Керченском проливе? Российские пограничники сменили тактику: теперь они не проводят досмотр украинских кораблей, а просто задерживают их и держат как можно дольше, нанося таким образом экономический урон. Что может и должна сделать Украина в этой ситуации? Возможно, принять какие-то законодательные решения по Азовскому морю?

- Вообще, вопрос этот довольно непростой. Поскольку мы знаем, что, согласно договоренностям 2003 года по Азовскому морю и Керченскому проливу, на данный момент это море имеет статус внутреннего сразу для двух государств – России и Украины.

Что делать с этим дальше? В этих договоренностях сказано о том, что вопрос морской границы в Азовском море определяется путем его решения двумя государствами – Украиной и Россией. Мы понимаем, что не можем разблокировать это решение и добиться какой-то позиции от РФ.

Для России Азовское море – это внутреннее море. Грубо говоря, возле самого Мариуполя она может задерживать украинские суда и говорить: "Это наша территория, господа. Есть соответствующие договоренности".

Кстати, все переговоры по Азовскому морю, которые шли до событий 2014 года, Россия блокировала. У нее была жесткая позиция, которая состояла в отсутствии какой-либо позиции. Любое предложение сразу умножалось на ноль.

В данной ситуации я вижу только один выход – это обращение в международные судебные инстанции с тем, чтобы, исходя из морского права, определять морскую границу в Азовском море.

Верховная Рада может денонсировать соглашение по Азовскому морю и Керченскому проливу и сразу после денонсации подавать соответствующий иск в международную судебную инстанцию.

Мы можем говорить о том, чтобы выталкивать кого-то, чтобы применять средства Военно-морских сил, но, учитывая, что за последние месяцы они перекинули в Азовское море более 60 единиц военно-морской техники, а также контролируют Керченский пролив, для нас проблематично наращивать там свое военно-морское присутствие. Думаю, ни к чему хорошему это не приведет.

Читайте также: Кто убил Захарченко и почему его хоронили в закрытом гробу: в Украине назвали версию

Тем более что для россиян нет проблем в том, чтобы наращивать свое присутствие и далее, в частности, перекидывать силы и средства из Черного моря.

Если мы применяем военный вариант, мы проигрываем. Единственное, что имеет смысл сделать – это обеспечить береговую оборону. Благо, тот же Мариуполь – достаточно укрепленный город, он укреплялся с 2014 года.

К сожалению, обращение в международные инстанции занимает много времени, но это комплексная проблема. У нас есть масса проблем с Россией, начиная от Большого договора о дружбе и сотрудничестве и заканчивая договоренностями, которые были заключены с Россией по самым узким вопросам.

К сожалению, за все годы российской агрессии у нас не выработано какой-то концепции. В 2014 году – максимум в 2015-м – наши дипломаты и правоведы, то есть в первую очередь МИД и Минюст, должны были хотя бы провести инвентаризацию, какие договоренности у нас вообще существуют с Россией, чтобы понимать, что мы можем использовать в тех же международных судебных инстанциях в свою пользу, а что нам не нужно и даже опасно.

После этого подавать пакет о денонсации и просто расторгать. К сожалению, разговор об этом зашел только во второй половине 2018 года.

- Вы упомянули Большой договор с Россией. Он будет расторгнут?

- Наша группа "Информационное сопротивление" участвовала в подготовке первых исков Украины против России. Когда мы общались с юристами, они объясняли, что Большой договор на тот момент был выгоден тем, что можно было продемонстрировать: у нас есть договоренности с Россией, которые она нарушила. Она совершила захват территории, нарушила суверенитет и территориальную целостность. По состоянию на сентябрь прошлого года для нас было невыгодно расторгать этот договор.

После того, как были приняты прецедентные решения европейских судебных инстанций по поводу того, что Россия несет полную ответственность, как я понимаю, вопрос значимости Большого договора просто уходит в никуда. Здесь уже фактически работает прецедентное право.

- Можем ли мы опасаться какой-то жесткой реакции Кремля на расторжение Большого договора?

- А зачем? Я не вижу для них никакого смысла. Для них жесткая реакция может заключаться, опять-таки, в той открытой агрессии, о которой мы говорили раньше.

Это повод для горячих голов Кремля высказать свое "фэ", заявить, что Украина нас очень не любит и так далее. Но на основании этого начинать какие-то активные боевые действия? Честно говоря, я не вижу смысла в этом для Кремля.

Для них начинается важный период. Де-факто начинается полноценная предвыборная кампания в Украине. Им проще сосредоточиться на ней, бросить ресурсы на нее, привести свои силы или своих ставленников, людей, с которыми они могут договориться в Украине, и все эти вопросы, в том числе Большой договор, решаются кулуарно.