Хотел бы услышать из уст нового президента России: украинцы, простите нас! - Мохненко
Почему Украина сейчас переживает лучшие времена за всю историю? Как современные "игры престолов" могут уничтожить нашу страну? Долго ли осталось до окончательной смерти последней империи в мире - и что останется на месте нынешней РФ?
Об этом и многом другом в продолжении интервью UAportal рассказал известный протестантский священник из Мариуполя, фронтовой капеллан и отец 36 детей Геннадий Мохненко.
Предыдущую часть интервью читайте здесь: Россияне уже не захватят Мариуполь, есть серьезная причина
- Геннадий, вы сказали очень странную фразу – что Украина сейчас переживает лучшие времена за последнюю тысячу лет…
- Да. Я в этом уверен. Я вообще оптимист по жизни. И я действительно убежден, что сегодня мы живем в лучшее время за тысячелетнюю историю моей страны. Готов обосновать это по пунктам.
- Сделайте одолжение. Потому что уж очень странно это утверждение звучит, с учетом нынешних реалий.
- Мы привыкли жаловаться на жизнь. Привыкли настолько, что не замечаем очевидного.
Давайте посмотрим на наш быт. Какие машины ездят по нашим дорогам? Это давно уже не советские "Жигули" и "Волги", нет – сплошь и рядом мы видим хорошие автомобили.
Давайте заглянем в любой магазин, посмотрим на обилие товаров на прилавках – и попробуем вспомнить, как это выглядело раньше: 25, 50, 150 лет назад…
Давайте посмотрим на возможности, которые открываются перед украинцами. Наша молодежь сегодня сплошь и рядом ездит в Европу путешествовать. У меня на днях гостила дочь моих друзей – она рассказывала, как автостопом с подружкой объездила всю Европу. И обошлось ей это путешествие всего в 400 долларов. Но главное ведь даже не это, а то, что они захотели – и поехали смотреть мир. Без КГБшников, которые ходят за тобой по пятам. Потому что сегодня мы имеем полную свободу перемещения.
Мы имеем также полную свободу мысли. Я могу сегодня говорить все, что хочу. Я могу открыто критиковать политиков, а не полушепотом рассказывать анекдоты о них кому-то на ушко, сидя на кухне.
В конце концов мы не знаем, кто станет президентом Украины на следующих выборах. Разве это не чудесно?!
А какие возможности сегодня открываются перед нашими детьми в плане образования? Сколько прекрасных приложений для мобильных телефонов, скажем, по изучению иностранных языков существует! Не выходя из дома, наши дети сегодня могут учиться в Гарварде. Если они достойно развиваются, у них есть все шансы поступить в любой европейский университет. Разве раньше мы могли о таком хотя бы мечтать?
Зачем далеко ходить? Посмотрите на меня. Я - христианин, пастор церкви - сейчас начал процесс приема в семью 33 приемных сыновей. Отмотайте 30 лет назад – тогда у христиан родных детей забирали! Просто за то, что мы - христиане! А сегодня мы усыновляем сирот!
Для меня священной является свобода веры. Я – фанат свободы вообще, и свобода религиозного мировоззрения для меня абсолютно важна. Так вот, никогда еще в Украине не было возможности настолько свободно верить и служить Богу - так, как я хочу. Не под указку царя-батюшки. Не по четким указаниям патриарха из Москвы. Еще совсем недавно уже просто за наличие Библии меня ожидали бы проблемы. Потому что христиан преследовали. Нонконформистов, инакомыслящих христиан преследовали в этой стране на протяжении столетий!
А сегодня у нас есть свобода вероисповедания. Сегодня наша церковь выкупила большой кинотеатр в центре Мариуполя – и никто нам не мешал это сделать. Хотя еще 20 лет назад нам это не позволили бы коммунисты, а 100 лет назад – московские православные.
На самом деле, существует огромное количество факторов, исходя из которых я могу утверждать: мы живем в лучшее время в истории нашей страны!
- А как же война? Разве она не перечеркивает все эти факторы?
- А разве война для нашей страны – новое явление? Сколько войн у нас было за нашу историю? Множество!
Возьмем хотя бы битву на реке Калка. Калка – это современная речка Калмиус, как раз сегодня это линия фронта. Так вот, тогда, несколько веков назад, мы проиграли битву на Калке. И монголо-татары, пришедшие на нашу землю, уничтожили все. Они угоняли людей в рабство. Они насиловали наших женщин. Они забирали наших детей. Уничтожали наши города… Гуляли по территории нынешней Украины, как хотели. Туда-сюда.
А сегодня мы можем гордиться тем, что наша армия на реке Калка-Кальмиус остановила современных монголо-татар с российскими и дэнээровскими флагами. Так разве это не прекрасно – то, что эта орда пятый год на летописной Калке буксует, нервничает, но не может идти вперед?
Я оптимист. Я верю, что нам нужно смотреть на нашу страну не только через призму негативных новостей, потоки которых несутся сплошь и рядом. Потому что если открыть глаза – легко увидеть, что не все так плохо в стране, как нам кажется.
Знаете, меня уже пятый год не останавливают гаишники и не намекают, что хорошо бы им что-то дать. Я и раньше не давал, конечно – но чего мне это стоило! И угрозы были, и скандалы… А сегодня я знаю: если вдруг кто-то меня остановит и начнет предлагать "порешать" - я скручу его в бараний рог и вызову полицию. Так разве это не перемены?
- Выходит, все не зря?
- Конечно, не зря!
Есть еще одна, крайне важная для меня лично вещь. Я – антикоммунист с 13 лет. Еще с подросткового возраста я мечтал о падении советской системы. И меня несказанно радует тот факт, что уже три года я въезжаю в свой родной Мариуполь не по проспекту Ленина (с 28 января 2016 года переименован в проспект Мира - UAportal). Что живу я наконец не в Ильичевском районе – хотя вырос в нем (с 3 марта 2016 года район переименован на Кальмиусский - UAportal). Что наши богослужения проходят в центре города, в бывшем кинотеатре под названием "Комсомолец"…
И я счастлив, что мои дети уже не знают, кто такой Ленин. У них нет страха перед власть имущими, которая еще живет в нас. Ведь мы, наши родители, их родители росли в жутком страхе перед каждым чиновником, перед каждой дверью в любом ЖЭКе или райисполкоме. Сегодня этого страха нет.
Растет другое поколение. Они иначе мыслят. Они умеют поставить на место хама, с какими бы погонами и в каком бы кресле он не сидел. В наших детях уже нет этого генетического страха. Они растут свободными людьми.
Так что, безусловно – все не зря. Freedom is never free – любимая моя поговорка из американской истории. Когда-то Америка отрывалась от своих колонизаторов. Когда-то они говорили Англии "до свидания! Мы будем строить независимую страну". Конечно, Англия нервничала. Конечно, была война, была бойня. И конечно же, американское общество платило свою цену за свободу.
Но в конечном итоге они построили не худшую страну в мире!
Читайте также: Донбасс готовятся возвращать Украине: зачем России убийство Захарченко
Мы только становимся на путь построения свободного гражданского общества. Это долгий путь. Это тяжелый путь. В нем есть много компонентов. От церковной жизни, от свободы веры, от свободы духа, от свободы поклоненния человека Богу - до формирования обычной социально нормальной позиции, когда ты бросишь на землю бумажку, а тебя тут же похлопают по плечу прохожие и скажут: дружище, не надо разбрасывать мусор… Я обожаю эти истории! Видел недавно видео, как в каком-то украинском городе полицейские выбросили бумажку из окна своего патрульного автомобиля, а проходивший мимо мужичок ее поднял, постучал им в окно и вбросил ее назад, когда те стекло опустили…
Понимаете, это же новая страна! И нам надо замечать эти прекрасные вещи!
У нас сегодня есть журналистика. Вы ведь посмотрите: журналисты кроют власть на чем свет стоит. И любой, от депутата до президента, независимо от того, чей он кум, сват, брат – может угодить под реальный пресс все больше освобождающегося общества.
И это совершенно прекрасно!
Я разговариваю сейчас с вами – и вижу в окно ветряки электростанции на оккупированной территории. Но несмотря на это – я оптимист. Я верю, что над моей страной взойдет солнце. Что небо над нами снова будет мирным. И как бы тяжело нам ни было, мы продолжим строить лучшее общество.
Потому что, повторюсь, мы живем в лучшее время в истории Украины.
- Как считаете, мы уже неотвратимо оторвались от России? Или остается риск реванша для пророссийских сил, которые снова затянут нас в трясину "русского мира"?
- Все, что происходит – это смерть империи. Империи всегда умирают долго. И сколько еще будет эта империя подыхать, пока развалится окончательно – не знает никто.
Развал империи начался всего-то навсего 25 лет назад. Это - ничего в историческом контексте. Империи умирали столетиями.
Но мы живем в эпоху глобализации. И я надеюсь, эта империя умрет намного быстрее ее среднестатистических предшественниц.
Этот умирающий зверь может еще кинуться. Он может еще пролить крови. Он и проливает ее каждый день. Быть может, из последних сил он еще кинется и, не дай Бог, захватит мой город. Но придется пролить слишком много крови. И я надеюсь, что у этого дряхлеющего зверя на такой рывок ее уже не хватит. А если и хватит – то это будут последние декалитры имперской кровушки, которой она сама и захлебнется.
Империя умрет. И однажды в Россию придет режим, который назовет эту войну преступлением со стороны нашего северного соседа. В этом у меня нет никаких сомнений. Вопрос в том, как быстро это произойдет.
- А насколько быстро это может случиться?
- Это может случиться когда угодно. Даже сегодня ночью – потому что вариант с табакеркой в России еще существует. Элиты там находятся уже в таком состоянии, что в гробу они видали Путина и его режим.
У меня очень много друзей в России. Хотя там сейчас даже за социальные контакты в соцсетях со мной большие проблемы у людей. Но тем не менее, я знаю умонастроения очень многих людей. Масса прекраснейших россиян ждут и надеются, а кто-то – и все силы прилагает, чтобы этот день пришел.
Постимперская Россия 100% уменьшится на карте мира. Кавказ уйдет мгновенно, вне всяких сомнений. Дальше от РФ начнут отваливаться целые куски, целые регионы. В этом убеждении совершенно единодушны практически все серьезные аналитики в сфере футурологии, социологии, политологии. Никто из них не дает России в нынешних ее границах даже 50 лет. Никто!
Региональные элиты стонут, воют. Назревает надрыв. И все это начнет рассыпаться. Очень драматично рассыпаться.
- А что делать тем временем нам? Ждать?
- Нам нужно держать оборону. Нам нужно запасаться социальным и духовным оптимизмом. И строить новую страну. Шаг за шагом. И в тот момент, когда начнет рассыпаться Россия – мы очень быстро решим вопросы с возвращением оккупированных территорий.
И это будет очень приятный день.
А сейчас нам надо просто не паниковать, не рыдать и не кричать, как все плохо. "Ой, экономика у нас плохая"… Друзья, если у кого-то из вас прямо нечего кушать сегодня – позвоните мне, приезжайте. Лично буду варить вам суп!
А вообще – то, что происходит у нас в стране, мне напоминает популярный сериал "Игра престолов". Не могу сказать, что я большой любитель этой эпопеи, но пару серий видел и сюжет уловил.
…Огромная стена, за которой вурдалаки какие-то, какие-то одичалые. Эта стена - это наша сегодня линия фронта. А по эту сторону стены начинаются внутренние разборки, интриги, игры престолов. Все это похоже на ситуацию в Украине.
Но нам надо помнить, что за стеной у нас – упыри. Они жаждут нашей крови. Так что с играми престолов надо поаккуратнее. От них никуда не деться – это часть демократического процесса. Но тем не менее, нельзя забывать, что рядом стена, за которой – нелюди, готовые рвать нас зубами.
Поэтому - оборона страны и пошаговый реформаторский процесс в стране - во всех сферах, с оптимизмом, с позитивом.
Мы живем в лучшее время в истории Украины. По многим параметрам. И это легко доказывается.
Поэтому – поменьше ропота и побольше благодарности Богу, уважения друг к другу и усилий по построению настоящего гражданского общества. Общества, в котором люди осознают себя гражданами. Не электоратом многоразового использования, а гражданами, личностями, которые строят новое общество шаг за шагом, каждый – на своем месте и по мере своих сил.
И все у нас обязательно будет хорошо.
- Когда-то, еще в начале войны, в одном из интервью вы сделали громкое заявление – дескать, будь у вас возможность, вы бы могли решиться убить Путина, чтобы остановить войну. Вы до сих пор считаете, что все, что происходит – происходит исключительно по его личной воле? И готовы ли вы и сегодня подписаться под тем резонансным заявлением?
- На самом деле, я добрый пастор. И я люблю людей. Если мы сможем остановить злодея и посадить его в тюрьму, я даже готов лично выполнять капелланские обязанности священника в тюрьме, принимать исповеди у Путина, молиться за него, читать ему иногда Библию…
У меня нет желания вообще кого бы то ни было убивать. Все, чего я хочу – это сеять хлеб, растить сыновей, строить свою страну. И я хочу, чтобы никто не стрелял по моим детям.
Но – увы! В мире, в котором мы живем, есть зло. Зло агрессивно по своей природе. И сопротивление злу, его ограничение – это абсолютно необходимая вещь.
В том интервью мне задали хороший журналистский вопрос: если никто не может остановить Путина, а перед вами окажется красная кнопка, нажав на которую, вы сможете это сделать – нажмете ли вы ее? И я ответил: несомненно, да!
Но там было маленькое уточнение. Если бандита, негодяя – не важно, речь о Путине или о Чикатило - не может остановить полиция, общество, ООН, если российская армия забыла, что такое честь и не готова остановить того, кто посылает их на убой, а потом приказывает хоронить не как героев, а как собак, втихаря и если я единственный человек, который может этого негодяя остановить – я обязан это сделать. Это же просто!
Иногда чтобы остановить преступление достаточно просто окликнуть нарушителя. Иногда – следует подбежать и похлопать его по плечу. Бывает, единственный способ остановить преступника – выкрутить ему руку. А бывает и такое, что остановить зло может только пущенная в лоб пуля. И если это так – как бы это ни было прискорбно, этот выстрел нужно сделать.
Остановить зло – обязанность любого нормального человека. А Путин – это зло. Потому что именно он инициировал эту войну. Именно он ответственен за бойню в нашей стране. Это – преступление против человечества.
- Вы считаете, он должен умереть?
- Я не желаю ему судьбы Муаммара Каддафи. Хотя скорбеть сильно не буду даже при таком варианте. Но я убежден, что этот человек должен ответить за то, что устроил. 20 тысяч жертв в Украине. 11 тысяч погибших– только по официальным данным. Реальная же цифра жертв этой войны - 25-30 тысяч человек с учетом всех, кого эта война погубила.
А сколько искалеченных судеб? Сколько отцов не повели в этом году своих детей в школу 1 сентября?.. За это кто-то должен ответить. И Путин несет ответственность за это преступление против человечности.
Поэтому – да, если бы я был единственным человеком, который может остановить Путина, я был бы обязан это сделать.
Читайте также: Путин провалил один план в Украине, но уже сделал новую ставку - известный волонтер
- Во время своих поездок по миру, видите ли вы перемены в отношении мира к России, к Путину?
- Я вижу позитивные тенденции. К примеру, когда в Голливуде проходила премьера фильма "Почти святой" и меня пригласили на премьерный показ – после сеанса меня окружили россияне. Просто загнали в угол. Я говорю: ребята, вы меня бить собрались, что ли? Так я на всякий случай напомню, что я священник, а бить священника – плохая идея. А еще я чемпион Донбасса по борьбе. И все еще в форме...
А они улыбаются в ответ. "Нет, пастор, мы хотим извиниться".
- За что?
- Они сказали мне тогда: вы знаете, пастор, когда началась война и вы начали писать, что роете окопы, что это российская интервенция, и что это российские "Грады" стреляют по вашим детям - мы думали, что вы чекнулись. Когда вы говорили, что это российский "Бук" сбил малайзийский "Боинг", что российские офицеры расстреляли в Иловайске украинских пацанов несмотря на слово предоставить им коридор для выхода – мы думали, что вы врете. Что такого просто не может быть!.. А сегодня мы понимаем, что это правда. Что нас обманули. Что это наше оружие убивает ваших детей. Поэтому мы хотим извиниться…
Знаете, есть старая поговорка, о том, что можно недолго обманывать многих, можно долго обманывать немногих, но нельзя долго обманывать многих. И та ложь о войне, которую в Кремле пять лет пытаются сохранять – она перестает работать. Все больше людей понимают, что произошла реальная интервенция России. И время тут играет против путинского режима. Крот истории роет медленно – но он роет. И с каждым днем под престолом Путина – все больше вакуума.
Дай Бог нам терпения и сил – и однажды история расставит все на свои места. Путина проклянут потомки. Не только украинцы - россияне все больше проклинают его.
Путинский режим будет разрушен. Это может случиться намного раньше, чем мы с вами надеемся. Это может быть большим сюрпризом. Я попросил своего епископа, чтобы он помолился обо мне в день, когда мы откроем новости и прочтем там о смене режима в России, о народных бунтах на просторах "великой и необъятной", о захвате власти, о перевороте. Я вырос в семье алкоголиков и не пью принципиально – но я просил епископа, чтобы в день, когда это все случится, он молился, чтобы я не согрешил.
Потому что я мечтаю дожить до дня, когда я увижу постимперскую Россию. Я мечтаю дожить до дня, когда на Майдан, где они расстреливали людей, приедет президент этой новой, появившейся на руинах империи, страны. Когда он, как в свое время первый канцлер послевоенной Германии на костях жертв концентрационного лагеря, преклонит колени и попросит прощения у Бога и у людей за содеянное. Я бы хотел услышать из уст нового президента России: украинцы, простите за подлость, простите за то, что этих скотов мы допустили к власти. Мы ответственны за это. Простите нас.
Читайте также: Мы получим ужас, как на Донбассе, если не обратим внимание на одну вещь - Игорь Козловский
И тогда – я уверен – начнут восстанавливаться отношения между народами. Это займет время. Это будет непросто. Но я надеюсь, что наши внуки и правнуки будут жить в постимперском пространстве. Что Россия не будет пугать ядерной бомбой, сброшенной на Киев или Флориду, как они в своих мультяшках рисовали…
Я надеюсь, что мы увидим новую часть истории. Мне сейчас 50. И если Бог даст мне еще 2-3 десятка лет на этой земле - у меня есть хорошие шансы увидеть все это!