Кремль еще не проиграл эту битву: Дмитрий Тымчук о Томосе и о том, что будет после
С приближением Объединительного православного собора все чаще звучат предостережения о том, что к 15 декабря или немного позже на востоке Украины, на мариупольском направлении возможны провокации, локальное или даже широкомасштабное наступление России.
В блиц-интервью UAportal координатор группы "Информационное сопротивление", народный депутат Украины Дмитрий Тымчук рассказал:
- Кремль не считает проигранной битву за Украину и продолжает работать по всем направлениям.
- не исключено, что попытки дестабилизации ситуации внутри страны на религиозном «фронте» будут подкрепляться и на реальном военном фронте.
- Кремль может использовать для провокаций националистические силы в Украине.
- Вскоре после создания поместной церкви в рядах УПЦ МП начнется сильнейший раскол.
- В последнее время озвучиваются прогнозы о том, что к дате Объединительного православного собора, 15 декабря, или в последующие дни на востоке страны, на мариупольском направлении могут возникнуть серьезные неприятности – обострение ситуации, провокации и даже полномасштабное вторжение России. Разделяете ли вы такие опасения и согласны ли вы с такими прогнозами?
- Вполне. Несмотря на то, что де-факто Москва уже проиграла бой за предоставление Украине автокефалии, борясь против чего Москва задействовала серьезные силы и средства, начиная от нашей пятой колонны, агентов влияния и заканчивая так называемой УПЦ МП в качестве идеологического оружия, с попытками консолидировать прихожан. Была назначена дата собора, Варфоломей засвидетельствовал, что Томос будет предоставлен. Тем не менее, Кремль еще не считает эту битву проигранной и продолжает прилагать всяческие усилия.
Читайте: Как избежать кровопролития из-за Томоса? Мнение Дмитрия Тымчука
Они работают сразу по всем направлениям. Это и работа по теме якобы рейдерства храмов УПЦ МП, изгнание – по версии Москвы – УПЦ МП из лавр. В настоящее время не работают только по Святогорской лавре, а по Почаевской и Киево-Печерской работают очень сильно, пугая народ тем, что изгнание священнослужителей УПЦ МП будет происходить силовыми методами. И намекают на то, что это только отправные точки, и такая ситуация будет по всей Украине. Что единая поместная церковь при поддержке государства, силовых органов будет заниматься фактически рейдерством – в интерпретации Кремля.
То есть работа ведется, начиная с этих направлений и заканчивая работой с православными церквями мира. По данным группы «Информационное сопротивление», сейчас идет плотное «окучивание», среди прочих, уже и Грузинской православной церкви. Им передали мощи, о которых Грузия просила достаточно долгое время. РПЦ игнорировала эти обращения, и тут вдруг начался период какой-то неодолимой дружбы.
Но на самом деле это происходит не только в направлении Грузинской православной церкви, но и других. Мы видим, как реагирует духовенство Сербской церкви, Болгарской церкви, Армянской церкви – то есть в тех странах, которые являются сателлитами РФ.
Читайте: Томос, отбор храмов и раскол: протоиерей Александр Дедюхин о нервотрепке УПЦ МП
Конечно же, это тоже будет играть свою роль, чтобы максимально дестабилизировать ситуацию в Украине.
Попытки, которые с подачи Москвы происходят внутри Украины на религиозном «фронте», возможно, будут подкрепляться и на реальном военном фронте, на Донбассе.
По-моему, это укладывается в общую концепцию с точки зрения Москвы просто идеально.
- Тем не менее, разговоры об изгнании священников УПЦ МП из лавр так и остаются разговорами, и не более того.
- Но они работают на эмоциональном уровне. Расчет делается на то, что прихожане УПЦ МП воспринимают информацию на уровне сердца, эмоциональных начал, а не подвергают ее трезвому анализу.
На примере той же Почаевской лавры мы видим: как только начались различные юридические, правовые движения, о чем эксперты и СМИ говорили давно, еще до предоставления автокефалии, создании поместной церкви – о том, что фактически вывод лавры из-под контроля государства и передача УПЦ МП произошла с грубейшими нарушениями - процесс разыгрывается без ссылок со стороны России, со стороны ее приверженцев в Украине, без ссылок на правовые нормы, а чисто на эмоциональном уровне. Дескать, «видите, отбирают, это начало рейдерства, и так будет по всей Украине».
Да, фактов нет, но, цепляясь за такие моменты, идет очень мощная раскрутка с тем, чтобы спровоцировать это противостояние.
Читайте: Письмо Варфоломея Онуфрию и Объединительный собор: блиц с митрополитом Александром (Драбинко)
- Кстати, боксер Александр Усик сказал, что «встанет на сторону монахов» в случае попытки захвата лавр. Кроме того, мы знаем, что есть еще и националистические движения, которые из лучших побуждений могут попытаться что-то организовать. Кстати, вчера к ним через UAportal обратился замминистра Георгий Тука – он предупредил их о том, что такие действия могут быть использованы врагом для дестабилизации ситуации.
- Это происходит постоянно во время различных политических акций протеста. Понятно, что радикализировать любую форму протеста по любому поводу, тем более, в такой стране, как Украина, достаточно несложно. Для этого необходима кучка организованных провокаторов. И тем более, когда речь идет о религиозных вопросах, когда ставка делается на сугубо идеологические моменты.
В этой ситуации любой акт насилия может спровоцировать серьезные массовые беспорядки, на что российская агентура и надеется. Для этого не нужно, чтобы в организации беспорядков принимали участие 10 тысяч человек, чтобы все они были пятой колонной и получали деньги от ФСБ РФ и так далее. Достаточно кучки провокаторов, которые, например, кидают гранату или коктейль Молотова в толпу под видом тех же националистов – и начинается реализация того сценария, который нужен Кремлю.
И тут уже, конечно, ответственность наших спецслужб и правоохранителей, во-первых, избежать таких сценариев. Во-вторых, очень важно, чтобы сами наши националистические движения не демонстрировали своего широкого участия.
Даже если они участвуют в каких-то гражданских акциях протеста против УПЦ МП, необходимо полностью контролировать этот процесс и понимать, что они могут быть использованы для провокаций. Тут я с господином Тукой совершенно согласен.
Читайте: Почему Онуфрий пошел на конфликт с Порошенко: версия митрополита Александра (Драбинко)
- В Конституционный суд обратились 47 народных депутатов с заявлением о признании незаконным постановления ВР о поддержке обращения президента Украины о предоставлении автокефалии церкви в Украине. Как вы думаете, каким будет решение Конституционного суда?
- По поводу решения Конституционного суда я не могу загадывать по одной простой причине: у нас суд является независимым – по крайней мере, де-юре. Поэтому, если я буду рассказывать, какое решение примет КС, это будет выглядеть, как минимум, странно в такой стране, как Украина, которая борется за звание правовой.
Но достаточно изучить список этих 47 нардепов. Там товарищи Бойки, Шуфричи и прочая братия. Ярко выраженные агенты влияния, пятая колонна Москвы, о чем мы говорили выше. Этот список – просто классическая иллюстрация к этому тезису.
Что касается решения Конституционного суда, то мы можем уповать только на то, что он примет правовое решение – такое решение, которое будет полностью отвечать тому, чего ждет Украина. А именно – отклонения иска и объяснения на пальцах, почему они неправы.
- В начале вы сказали: «Кремль еще не считает эту битву проигранной». Можем ли мы сегодня сказать, что эта битва окончательно проиграна Кремлем?
- Я думаю, реальная расстановка сил будет ясна в течение нескольких месяцев после создания Украинской единой поместной церкви. Поскольку мы сейчас видим, что через различные рычаги влияния, путем шантажа, подкупа, обещаний и так далее, руководство УПЦ МП изобразило некое единство. Только несколько священнослужителей высшего ранга идут на контакт по поводу предоставления автокефалии. Остальные якобы демонстрируют единство в том, чтобы вставлять палки в колеса этому процессу и всячески противодействовать.
Но все эти разговоры хороши до того момента, когда Томос будет де-факто. Когда украинская церковь получит автокефалию, начнется ярко выраженный разброд и шатания в рядах УПЦ МП. Опять-таки, здесь очень важна позиция государства, чтобы оно не дало повод для раскручивания тему рейдерства и так далее. Чтобы, во-первых, процесс был абсолютно прозрачным, во-вторых, чтобы он шел по церковным канонам, в-третьих, исключение даже малейших предпосылок, чтобы обвинить государство во вмешательстве в эти процессы.
Читайте: Онуфрий - враг Украины: Тука обвинил главу УПЦ МП и сказал, как с ним поступить
Если этот процесс пройдет так, как он должен происходить, я думаю, что мы очень быстро увидим сильнейший раскол самой УПЦ МП. Священнослужители, которые будут понимать, что со своими приходами они могут переходить в реальную Украинскую единую поместную церковь, сохраняя свой приход, сохраняя свой сан и так далее, для них возникнет вопрос: а зачем тогда им по факту служить Русской православной церкви, если они находятся в Украине и если их прихожане – украинцы, и есть реальная возможность служить в канонической украинской церкви?
На сегодня мы не можем судить о такой расстановке сил, но после предоставления Томоса в очень скором времени мы это увидим.
Я понимаю, что у тех же российских спецслужб очень много компромата на различных священнослужителей УПЦ МП – это, в первую очередь, конечно, касается высшего руководства, - но я не думаю, что ФСБ контролирует каждого священнослужителя УПЦ МП, чтобы выложить папку с компроматом и шантажировать.
Поэтому я думаю, что этот раскол в УПЦ МП произойдет, скорее, снизу, чем сверху.