rus
Українська
Топ-темы:

Если Путин уйдет с Донбасса, на него польются помои - российский журналист

Татьяна Гайжевская

Если Путин уйдет с Донбасса, на него польются помои - российский журналист
Если Путин уйдет с Донбасса, на него польются помои - российский журналист

Кремлю безразлично, выживет ли украинский узник Олег Сенцов, который голодает больше 100 дней в российской тюрьме. При этом президент РФ Владимир Путин хочет "сломать" украинского режиссера.

Де-факто Россия не находится в блокаде – подтверждением тому служат многочисленные встречи Путина с лидерами стран Запада. Строительство газопровода "Северный поток-2" будет "относительным успехом" Кремля. Для Путина Донбасс стал второй Сирией, где он "завяз". Ситуацию мог бы спасти 40-тысячный миротворческий контингент ООН, но Кремль на данный момент на это не пойдет. Такое мнение в первой части интервью UAportal высказал российский журналист Леонид Радзиховский.

- Олег Сенцов голодает больше 100 дней. В Кремле не принимают прошений о его помиловании, которые подают другие лица, а сам Сенцов с такой просьбой не обращается. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?

- А что тут комментировать? Путин уступать не хочет. Для него это вопрос амбиций. Для Сенцова – тоже вопрос амбиций и одновременно вопрос жизни.

Готов ли Сенцов умереть ради заявленных им целей, я не знаю, судить об этом не берусь. Но понятно, что Путину легко не уступать. Ну, умрет Сенцов, и что с Путиным произойдет? Ему от этого ни тепло, ни холодно.

- Вы считаете, что Кремль может допустить смерть Сенцова?

- Конечно. А что, ему войну из-за этого объявят? Я не влезаю в эти вещи, и я не знаю, готов он умирать или нет, как именно обстоят дела с его здоровьем.

Скажу больше: после истории с Савченко у меня есть определенное недоверие к смертельным голодовкам украинских политзаключенных. Потому что Савченко "умирала", "умирала" много раз и "воскресала"… Как-то все это не добавляло доверия.

Вполне возможно, что случай Сенцова другой, что он действительно готов умереть. Но по этому поводу я ничего не знаю, поэтому ничего сказать не могу.

Вторую часть интервью читайте здесь: Путин до 40 лет не жил, в этом вся его загадка - российский журналист

А по поводу Путина сказать могу очень легко. Недавно объявляли, что Сенцов голодает 100 дней. Как же эту дату отметил Путин? Отметил зажигательным танцем в Австрии. Но проблема не в том, что Путин танцевал, а в том, что с ним танцевала и ему аплодировала вся австрийская политическая элита.

После этого Путин поехал в Германию с дружеским – подчеркиваю – с дружеским визитом к Меркель. И что? Его там встретили толпы немцев с криками: "Убийца! Палач!"? Нет, там была демонстрация, где стояло 5 или 6 человек с плакатами "Остановите убийство Олега Сенцова" - и всё это были украинцы.

Вот реакция европейского общественного мнения. Это не пропаганда и не контрпропаганда. Это просто факт. Так чем рискует Путин?

- Вы не считаете, что по вопросу Сенцова возможен какой-то торг?

- Торг всегда возможен. Путин, насколько я понимаю, свои кондиции заявил: пусть он сам попросит о помиловании. Путину важно показать, что он, Путин, в этом столкновении, как и всегда, морально сильнее, что он никогда не уступает.

Легко бороться, когда ты здоров, ешь, пьешь, а твой оппонент или реально умирает от голода или, по крайней мере, говорят, что он умирает от голода. В такой ситуации борьба не на равных.

И для Путина здесь главное доказать: я его морально согнул, сломал. А потом – зачем ты нам нужен? Пожалуйста, уезжай.

- Вы уже упомянули о встрече Путина и Меркель. Из ваших слов следует, что это можно назвать успехом Кремля?

- Нет, я так не считаю. Успеха тут никакого нет и поражения тут никакого нет. Это процесс. Относительный успех будет, если заработает этот самый "Северный поток-2".

Тут есть два совершенно разных вопроса. Один вопрос экономический, другой вопрос – политический. Нужен ли России экономически этот "Северный поток", я не знаю, действительно ли такие огромные объемы газа надо прокачать, что не хватает тех ниток, которые существуют.

Ясно, что этот "Северный поток" нужен определенным гражданам России - (друзьям Путина и российским олигархам, - UAportal) Тимченко, Ротенбергу и так далее. Они будут подрядчиками, они заработают миллиарды долларов. Но нужно ли это российской экономике, я не знаю. Может быть, нужно, может быть, нет.

Аналогично мне не совсем понятен экономический интерес Германии. Возможно, это связано с тем, что у Германии больше потребность в газе, чем они получают через имеющиеся ветки, и им надо увеличить объем.

Но политическое значение "Северного потока" очевидно. Во всяком случае, для Путина. Он объявил об этом проекте, он на это поставил, следовательно, он должен дожать.

По-видимому, Меркель это тоже политически выгодно хотя бы в том отношении, что таким образом она демонстрирует свою независимость от американского давления. Если начнется строительство этого "Потока", если американцы не смогут его остановить, это будет несомненной победой Путина и победой Меркель.

Для Путина это будет стопроцентной победой, для Меркель – немного меньше, ее будут критиковать. Но в целом немецкое общество за это строительство. Потому что, как я понимаю, у немцев ситуация такая: или дешевый русский газ, или дорогой американский сжиженный газ.

Поэтому на данный момент вопрос не закрыт, и пока трудно говорить о победе. Тактически это некоторый успех, но ничего нового этот разговор не внес.

А что касается Сирии, то там еще труднее говорить о победе. Россия, несомненно, одержала в Сирии большую победу – она сохранила Асада. Но это пиррова победа. Асада сохранили, а что с ним дальше делать – никто не знает. Россия, как известно, хочет, чтобы немцы и прочие европейцы оплачивали этот банкет в Сирии. Но понятно, что европейцы никакого желания платить за перебитые горшки не испытывают.

Но у Путина есть козырь: если вы будете платить за это дело, мы вас избавим от такого "сокровища", как сирийские беженцы. Это стопроцентная, ужасная ошибка Меркель. Совершенно непонятно, зачем, из каких сентиментальных, гуманитарных соображений она, не воюя в Сирии, взяла на себя огромное количество беженцев, что вызывает дикое раздражение в Германии и во всей Европе. Россия там воюет и беженцев на себя не берет. Соединенные Штаты там воюют и беженцев на себя не берут. Франция там воюет и тоже, насколько я понимаю, беженцев из Сирии не берет. А Меркель такая добрая? Ну, не знаю, возможно. Во всяком случае, она вляпалась в это дело по уши.

Я думаю, Меркель будет изыскивать способы избавиться от этого "сокровища", не платя деньги за восстановление Сирии. Во всяком случае, пока никакой договоренности здесь нет.

- А по Украине?

- В Украине часто говорят о том, что сам факт встречи Путина с Меркель – это прорыв блокады. Это полная чепуха. Никакой блокады нет, вырываться ему неоткуда. Ни в какой изоляции он не находится.

Эти его танцы-шманцы-обжиманцы с австрийской министершей, постоянные встречи и с Трампом, и с Макроном, и с Меркель, и бесконечные переговоры. Я посмотрел: за год Путин с Меркель говорил 54 раза. О какой изоляции идет речь?

- Можно ли считать заявления, сделанные по итогам встречи, успехом Украины? В частности, слова Меркель о миротворцах ООН на Донбассе?

- Донбасс отчасти похож на Сирию. Тоже завязли, а как вылезать – непонятно.

Я много раз неудачно предсказывал поведение Путина. Мне казалось, мне и сейчас так кажется, что для Путина было бы выходом, чтобы туда ввели эти 40 тысяч войск ООН. Правда, их еще наскрести надо и как-то организовать. И непонятно, кто за это удовольствие будет платить и так далее.

Но, если бы удалось это сделать… 40 тысяч человек – это оккупационная армия, которая полностью оккупирует Донбасс. Для Путина это решило бы уйму проблем. Можно оттуда уйти с поднятой головой, закрыть границу. Если граница закрыта и русские ушли, то, соответственно, отпадает повод для санкций.

Точнее, остается повод под видом Крыма, но это ерунда. Крымские санкции равны нулю, и никакого ущерба от них точно нет.

То есть все проблемы вроде бы решены. Но для этого нужен пустячок – чтобы был решен вопрос о статусе этой территории. Если бы Украина согласилась на особый статус, то есть согласилась бы с тем, что она же, Украина, подписала в Минске, то тогда у Путина лучшего выхода, чем избавление от этого "сокровища", передачи его войскам ООН – нет.

Но, во-первых, вполне возможно, что Путин считает иначе, хотя на кой черт ему этот огрызок? Совершенно непонятно. А, во-вторых, Украина отказывается выполнять свои обязательства по Донбассу, отказывается давать автономию (речь идет о самоуправлении отдельных районов Донецкой и Луганской областей согласно Минским соглашениям, что не происходит, в частности, потому, что огонь на Донбассе сейчас не прекращен, - UAportal).

Немцы могут давить на Украину, но я не думаю, что они будут это делать. В конце концов, им-то зачем? Но даже, если бы европейцы ради того, чтобы восстановить отношения с Россией, стали давить на Украину, Порошенко этому давлению не поддастся по двум причинам.

Первая – у него просто нет возможности поддаться. Вся его политическая карьера построена на все более и более жестком словесном противостоянии с Россией. И если он отступит, его просто заклюют, и он может не мечтать о продолжении политической карьеры.

Кроме того, Порошенко в этом отношении не одинок. Насколько я понимаю, в Украине нет авторитетного политика, который бы сказал: да, мы в Минске подписали, надо дать им автономию, надо дать им широкие права, иначе мы их назад не вернем.

Второе – у Порошенко в его жесткой позиции есть поддержка не только внутри, но и вовне. Американцы совершенно не заинтересованы в том, чтобы эту кость из горла России вынимать.

По сочетанию этих двух факторов у Порошенко и у любого другого украинского политика нет никакого резона ломать себе шею ради автономии Донбасса и ради того, чтобы Россия оттуда убралась. Украинских политиков более чем устраивает нынешняя ситуация, на выполнение Минских соглашений они не пойдут.

А Путин без выполнения этих соглашений тоже не будет отступать. Как он это объяснит российскому обществу? Да, российское общество такое, что ему и объяснять ничего не надо. Начальник сказал – наше дело десятое. Но при всем равнодушии, при всей покорности, при всей зажатости общества, в этом обществе есть маленькая хулиганская активная часть – русские националисты, русские патриоты и так далее. Они и так объявляют Путина предателем и Бог знает кем. Но если на таких условиях он уйдет с Донбасса, они окончательно взбесятся, и на него польются такие помои! Вместе с непопулярными решениями внутри страны, Путин потеряет очки в глазах общества. А зачем их терять?

Продолжение интервью читайте на UAportal в ближайшее время