Люди устали от Путина: Радзиховский напомнил, как гибли власти в РФ
На выборах губернаторов в России произошел непредвиденный случай: кандидат от путинской партии "Единая Россия" феерично, с отрывом в 40% голосов, проиграл кандидату от ЛДПР. Что это? Опасный звоночек для власти? Первые ростки настоящего протеста? Или ничего не значащий временный сбой?
Это классическое, эталонное, протестное голосование. Власть достала. Люди устали от Путина, который правит слишком долго. Власть стала в тягость и самому Путину. Тем не менее, эта ситуация не представляет никакой опасности, поскольку в России нет оппозиции. Она появится только тогда, когда это государство из монархии превратится в республику. Об этом в интервью UAportal рассказал российский журналист Леонид Радзиховский.
Читайте также: "Это официальная идеология России": Радзиховский пояснил феномен знакового жлоба в РФ
- Согласно рейтинга, который проводит ВЦИОМ, рейтинг Путина или, точнее, разница между количеством тех, кто ему доверяет, и тех, кто не доверяет, за последние 3-4 месяца упал в 1,5 раза.
Я уже говорил о том, что рейтинг Путина запредельно высокий по европейским меркам, но он низкий для России. И главное не то, что он низкий, а что динамика плохая. Люди не только в этих областях, а по всей России от Путина устали. Просто за 18 лет он надоел. Чтобы человек не надоел, это должен быть сакральный бог вроде Сталина, Ким Чен Ына, Мао Цзэдуна и так далее.
А в полуоткрытом обществе 18 лет править невозможно.
Нельзя сказать, что ситуация в стране плохая, но она безнадежная, тухлая. Уровень жизни не растет. Скорее, он имеет тенденцию в целом снижаться. По крайней мере, стоит на месте.
Опять же, в последнее время у Путина полоса не то чтобы катастрофических провалов, но неудач. Удача от него отвернулась. Церкви раскололись, в Сирии сбит российский самолет, теперь Россия будет поставлять С-300, то есть будет новое обострение, которое, кроме профессиональных иудофобов, никого особо не радует. Ввели новые санкции и ждут очередного пакета американских санкций.
Читайте также: У Путина пошла неудачная полоса – Радзиховский об истории с Ил-20
Единственное, что радует – это нефть. Она действительно очень высокая, и рубль опять отыграл свое падение. Доллар опять строит 66, а стоил 70.
Ситуация отнюдь не катастрофическая, но она не радостная. Осенняя ситуация в полном смысле слова. Настоящая осень. А впереди долгая зима – 6 путинских лет. И это никого не радует и не вдохновляет.
И вот это классическое, эталонное, протестное голосование. Никто не голосовал за ЛДПР. Никто. Голосовали единственно и исключительно против власти. Власть достала. И, конечно, самое главное – против пенсионной реформы. 90% общего раздражения – это пенсионная реформа.
Пенсионная реформа - с одной стороны, очевидный застой - с другой стороны, отсутствие любой перспективы - с третьей стороны. Вот психологический контур нынешней ситуации в России.
Опасно это для Путина? Нет. С точки зрения власти это абсолютно безопасно. У него стопроцентная легитимная абсолютная царская власть, которая никак не зависит ни от каких голосований. Россия по факту не федеративное, а унитарное государство, никакие губернаторы никакого влияния не имеют. Они могут только брать взятки, и то это дело небезопасное, поскольку за это их время от времени сажают в тюрьму.
Поэтому губернаторы от ЛДПР, от КПРФ или от кого угодно еще ничем не отличаются от губернаторов от "Единой России". Но эта ситуация психологически очень непривычная и крайне неприятная лично для Путина. Кроме того, ему это наверняка крайне обидно. "Я для вас всё сделал, Крым вам подарил, а вы, неблагодарные свиньи, из-за каких-то паршивых пенсий… То есть, как Крым получать, так тут вы на руках меня носите, а как платить – тут вас нет. Но так не бывает, друзья мои, за все надо платить".
Читайте также: "Есть две взаимоисключающие версии": Радзиховский о шоу с агентами-геями и Скрипалях
Но так сказать народу он же не может. Народу он может сказать только одно: да-да, мы учтем, мы поймем…
Поэтому реально ничего не изменится. У Путина нет никаких противников, никакой оппозиции, никакой альтернативы. А психологически для него это тяжело. И это тем более тяжело, что от 18-летней власти устали, думаю, не только жители России и не только жители других стран. Думаю, здорово устал и сам Путин.
С одной стороны это, конечно, дело сладкое и дело приятное, иначе он бы не держался за власть, а с другой стороны, дело тяжелое. И с каждым годом, естественно, все тяжелей и тяжелей. Тем более что запас зайцев в рукаве фокусника закончился. Больше зайцев нет. А публика по-прежнему ждет, что он опять будет их вытаскивать.
- Вы не считаете, что подобные "сюрпризы" могут иметь место на следующих больших выборах в России – выборах в Госдуму 2021 года?
- Что будет через 3 года, предугадать невозможно. Но в следующем году будут выборы губернатора Санкт-Петербурга. Вот это довольно серьезное обстоятельство. Петербург настроен плохо по отношению к власти. Ну а туда уж точно бросят всё, что можно, все силы. Я думаю, что эти выборы Путин проведет так, как он хочет.
Для этого, собственно говоря, нужно три вещи. Первая – отсечь реально опасных кандидатов. Но я таких просто не вижу. Вторая – чтобы кандидаты от официальной оппозиции, КПРФ и ЛДПР, вообще ничего не делали, сидели тише воды ниже травы. Это вопрос решаемый. Третья – подкинуть что-то жителям города. Наверное, что-то подкинут – денег в стране хватает.
Читайте также: Золотов с Навальным – это интересная история, - Радзиховский
Я думаю, что они эти выборы вытянут. Если же выборы губернатора Санкт-Петербурга провалятся, если найдется человек, действительно настроенный оппозиционно, например, какой-нибудь петербургский Навальный, и он придет к власти, то это действительно означало бы серьезные неприятности.
Опять же, власть Путина от этого не сломается. Но психологически это уже нокдаун. Если сегодня он просто пропустил удар по касательной, то провал в Петербурге – это уже психологический нокдаун, и это означало бы шатания в стране.
Но тут надо понимать специфику России. В Украине губернатор, который кроет Порошенко, я думаю, не редкость. По крайней мере, ничего невероятного в этом нет. Так устроено общество и так устроена власть, что к этим ударам она относится, по-видимому, достаточно спокойно. В России ситуация совершенно другая. Власть абсолютна. Она может то, чего Порошенко во сне не приснится. Но за это надо платить. А платить за это приходится тем, что у нее не должно быть соперников.
Представьте современную семью. И патриархальную семью. В современной семье женщина сама зарабатывает, но за это она имеет много свободы, она имеет те же права, что и муж. По крайней мере, во многих современных семьях. В патриархальной семье муж ее полностью обеспечивает, всё приносит, она сидит дома, но за это она не имеет никаких прав. Она собственность мужа.
Вот разница между патриархальным государством, которое есть в России, и современным государством, которое есть во всех странах Европы.
Читайте также: "Злобный фарс": Радзиховский о Жириновском, протестах и единственном козыре Путина
Соответственно, падение рейтинга для западных лидеров никак не меняет картинку. Да, у них низкий рейтинг, но это нормально. Практически не бывает высоких рейтингов у действующих политиков. И уход политика – это нормально. Оттого что политик уходит, ничего не меняется.
В России уход Путина – это конец путинской системы, со всеми ее положительными, отрицательными, нейтральными и прочими сторонами. Это радикальная смена внешней политики, это большие перемены в федеративных отношениях. Это совершенно новый период в жизни страны.
Соответственно, российская система построена по принципу: всё или ничего. Если власть шатается, но не сегодня, так завтра она с грохотом рухнет – как рухнула власть Горбачева, как фактически рухнула власть Ельцина.
- А что же с российской оппозицией? Есть системная оппозиция, есть Навальный, который не выходит из СИЗО, а где же настоящая оппозиция, которая может что-то изменить?
- В России никакой оппозиции нет, поскольку КПРФ, ЛДПР и еще какая-то партия, о которой все забыли – это просто те же самые отделы в администрации президента, абсолютно зависимые люди. Цена этой клоунады равна нулю.
Но и внесистемная оппозиция – с одной стороны, это Стрелков, а с другой это либеральная прозападная оппозиция – тоже входят в систему, потому что никакой реальной альтернативой они не являются. Грозный Стрелков, террорист, фашист, бандит, убийца… Я уж не знаю, как его называют в Украине. Так вот этот грозный Стрелков время от времени дает беззубые интервью о том, что Путин предатель и Путин негодяй.
Ну, хорошо, Путин – предатель, Путин – негодяй. Дальше что? А ничего. Дал интервью, отговорил и ушел.
Либеральная оппозиция не может ничего. Они ходят на "Эхо Москвы", ругаются и рассказывают, какая власть плохая. У них нет ни организации, ни денег, ни влияния. В сетях они производят какой-то там шурум-бурум, но в сетях с ними научились отлично бороться. Есть армия троллей. На одно выступление внесистемного оппозиционера тут же слетается 10 тысяч троллей, которые кричат, что он американский агент, еврей, бандеровец, гомосексуалист и вообще городской сумасшедший.
Чтобы показать, что все это правда, кого-то из них выпускают на экраны – и они действительно нам представляют из себя городских сумасшедших.
Ну и всё.
Это специфика российской системы. Она исключает наличие оппозиции. Если есть оппозиция, нет власти. Если есть власть, нет оппозиции. Так устроена Россия. Как только появляется сильная растущая оппозиция, это означает, что власти остался отмеренный краткий период времени, после которого она погибнет. Так было в 1989 году, когда стихийно возникла сильная оппозиция, и Горбачев, который хитрил и хитрил, хотел всех перехитрить, доперехитрился. И стало ясно, что ему конец.
Между прочим, так было в 1915 году, когда появилась думская оппозиция – тоже дряблая, бессмысленная. Но они подорвали веру в царя. Они объяснили всем, что царь – дурак, что страной правит Распутин и что война проиграна. И всё. Через полтора года царя не стало.
Но это обычная история. Россия тут совершенно не оригинальна. Это монархия. При монархии оппозиции не бывает. При республике оппозиция бывает. Когда в России появится республика, а это, я думаю, не за горами, будет и у нас оппозиция.