Перенос даты Рождества: протоиерей Георгий Коваленко назвал проблему
В контексте создания в Украине единой поместной православной церкви снова актуализировался вопрос перехода на григорианский календарь или, как минимум, переноса даты празднования Рождества на 25 декабря, а Пасхи – по григорианскому календарю, в дату, когда ее отмечает большинство христиан в мире.
Своим мнением о том, насколько это целесообразно сейчас и насколько эти два события взаимосвязаны – создание церкви и перенос дат больших церковных праздников – с UAportal поделился ректор Открытого православного университета, бывший пресс-секретарь предстоятеля УПЦ Московского патриархата, протоиерей Георгий Коваленко.
Наша позиция в Открытом православном университете сегодня такова: мы уже имеем два выходных. Для начала мы должны наполнить рождественским смыслом 25 декабря. Например, это может быть день рождественского гостеприимства.
Во-первых, мы должны понять, что 10 из 14 православных церквей мира празднуют Рождество 25 декабря. Следовательно, эти люди есть и у нас в Украине. Они могут работать в посольствах, в каких-то организациях, они могут просто постоянно жить в Украине. Во-вторых, есть представители других конфессий. У нас есть друзья за границей, и мы можем использовать этот выходной день, чтобы поехать к ним в гости, поздравить их и вместе с ними отпраздновать Рождество, познакомиться с традициями других стран и народов.
Читайте: Онуфрий и Филарет будут служить вместе? Протоиерей Георгий Коваленко об окончании войны церквей
У нас появляются подворья Константинопольского патриархата в Украине. Поскольку в Константинополе Рождество празднуют 25 декабря, мы можем совершенно спокойно прийти на службу, поучаствовать в богослужении и поздравить представителей Константинопольской церкви, которые в этот день несут свое служение в Украине. Если они будут служить по своему календарю, я не вижу никакой проблемы прийти и поздравить их.
Поэтому я все-таки считаю, что нужно не переносить, а использовать этот день в рождественском и религиозном смысле для просвещения и знакомства с другими народами, с другими конфессиями и с другими традициями.
Нужно ли будет переносить в будущем? Я думаю, что это будущее как раз и покажет.
Сегодня важно не создавать дополнительных зон напряжения, но при этом и не закрываться в собственной скорлупе. Потому что все-таки значительно большая часть христианского мира и большая часть православной церкви празднует Рождество 25 декабря. Наша традиция – это 7 января, и к этому надо относиться спокойно. Есть же старый Новый год, новый Новый год, и мы как-то уживаемся с этой традицией. У нас есть Рождество и Новый год, которые изначально были одним праздником, потому что это Новый год от Рождества Христово.
Читайте: Из Почаевской лавры изгонят МП? Пояснения протоиерея Георгия Коваленко
Я не вижу ничего плохого в том, чтобы наполнять 25 декабря новыми рождественскими смыслами и традициями. Но при этом вопрос об изменении календаря – это вопрос непростой. Его надо решать спокойно, мудро, взвешенно, постепенно. И если в какой-то период в Украине будут православные приходы, которые празднуют и так, и так – кто-то 7 января, а кто-то 25 декабря – это уже определенный шаг.
Кстати, на территории Черновицкой области уже есть достаточно приходов, которые служат по новому стилю. Часть православных, в том числе Московского патриархата, в Черновицкой области служат по новому стилю. Это реальность этого региона.
Я думаю, что-то подобное может быть и в других регионах, и в каких-то конкретных общинах. А по поводу Пасхи можно вспомнить, что 2033 год будет годом 2000-летия Воскресения Христова. Действительно, было бы хорошо, чтобы христиане во всем мире праздновали Пасху в один день.
Но у меня всегда возникает вопрос. Когда мы не знаем друг друга или с подозрением относимся друг к другу, и просто механически всё перенесем на один день, будет ли это содействовать укреплению христианского единства или узнавания друг друга? Мы все в один день разойдемся каждый по своему храму, по своей конфессии, по своим друзьям и единоверцам. Для начала надо научиться хотя бы ходить в гости друг к другу. Если мы не в один день празднуем ту же Пасху, то можно узнать традицию, поздравить. И как раз наличие двух разных дней создает такую возможность. А уже зная друг друга и желая быть вместе и праздновать вместе, и нужно решать вопрос по одному единому дню.
Читайте: Есть два измерения, которые делают Объединительный собор легитимным, - протоиерей Георгий Коваленко
Потому что сам факт празднования Пасхи в один день не делает нас ближе друг к другу, не делает нас едиными, если мы не хотим знать друг друга, если мы не хотим общаться друг с другом, если мы не хотим полноценного единства и любви между христианами, которые заповедовал нам Христос. Поэтому вопрос не в дате. Хотя, лично я за то, чтобы христиане праздновали и Пасху, и Рождество в один день.