rus
Українська
Топ-темы:

Томос обрубит одну из голов гидры – Семен Кабакаев

Лилия Рагуцкая

Донбасс
Донбасс. Источник: dn.vgorode.ua

Как меняются настроения людей в оккупации и сожалеют ли они о своей возможной поддержке так называемых "республик" в начале войны? Кому было выгодно ликвидировать Захарченко и для чего это было сделано? Какие события свидетельствуют о том, что Россия ищет способы впихнуть оккупированные районы Донбасса назад в Украину? Об этом и многом другом во второй части интервью UAportal рассказал волонтер, координатор проекта "СтопТеррор" Семен Кабакаев.

Первую часть разговора читайте здесь: Путин провалил один план в Украине, но уже сделал новую ставку - известный волонтер

- Что тебе известно о настроениях простых людей там, в оккупации? Возможно, прослеживаются какие-то тенденции по их перемене в сравнении с тем же 2014 годом? Может, там происходят какие-то процессы, которые мало или совсем незаметны извне, но могут быть важными для дальнейшего развития событий?

- В целом настроения по сравнению с 2014 годом действительно изменились. Но я не сказал бы, что эти изменения дают нам основания утверждать: ой, они теперь все хотят в Украину. Нет.

В 2014-м где-то 30-40% людей на оккупированных территориях думали, что им будет лучше в России, что они смогут повторить судьбу Крыма. Может, даже чуть больше людей в это верили - но не более половины.

А вот сейчас более 60-70% не то что говорят "мы хотим в Украину, потому что поняли, что нас обманули, или нами воспользовались, или еще что-то" - они говорят "теперь мы хотим мира". И что, скорее всего, лучше им будет именно в Украине.

Вот только все эти разговоры проходят исключительно на кухнях и исключительно в кругу проверенных знакомых. Потому что если они начнут публично это декларировать - их гарантированно или на подвал бросят, или еще куда-то заберут. И будут пытать.

И люди боятся. Боятся высказывать свои мысли. Боятся людей с оружием. Боятся публично делать какие-то заявления... Там о таком говорят только исподтишка, среди своих, среди тех, кому на 100% доверяешь. Потому что все запуганы. Все понимают, что их "объегорили" по большому счету. И они, как и жадная старуха из сказки о золотой рыбке, остались у расколотого корыта - сидят, жалуются и не знают, что делать.

Но на самом деле я бы хотел им напомнить: в том, что случилось, виновата не только Россия. В этом виновны и сами граждане, которые там находились. Поэтому всегда надо выдвигать две претензии - и к России, и к самим себе.

И я думаю, что через несколько лет, если к тому времени оккупированные территории еще не вернутся, 80-85% людей там поймут, что они не хотят "Л/ДНР", не хотят в Россию - и будут мечтать о возвращении в Украину. Таков мой прогноз на ближайшие 2-3 года.

- Время от времени мы слышим о проведении в ОРДЛО принудительных мобилизаций среди местного населения. Якобы Россия таким образом набирает "пушечное мясо". Сейчас что-то подобное там происходит?

- Периодически. В зависимости от района и от подразделений, ответственных за то или иное направление. Если в той или иной бригаде, которая входит в иррегулярные подразделения армии Российской Федерации, есть определенный недокомплект - они через местные военкоматы устраивают мини-мобилизации; с помощью "госучреждений" "нагибают" руководителей предприятий, которые там еще работают, чтобы те давали им людей; детей забирают, которые только из школ выпустились... Вот такое там происходит.

А вот каких-то массовых мобилизационных сборов, вроде тех, что были в прошлом году в Донецке, после того больше не проводилось. Все значительно локальнее происходит.

Томос обрубит одну из голов гидры – Семен Кабакаев
Координатор проекта ''СтопТеррор'' Семен Кабакаев. Источник: Фото: Обозреватель

- Не растет поток "живой силы" из-за поребрика?

- На самом деле - нет. После Дебальцево они вычислили оптимальную формулу количества людей на оккупированных территориях - и кадровых военных, и наемников из России - которое им нужно одновременно. Потому держать большой контингент - нерационально и невероятно дорого. Затратно по человеческим ресурсам.

Если бы они туда завели тридцатитысячную группировку - это было бы заметно, потребовало бы много денег, серьезное обеспечение, большое количество материалов, медицины... Поэтому сейчас у них там находится 9 тысяч человек. Это и есть оптимальное количество, которое позволяет контролировать ситуацию, реагировать на те или иные случаи обострения ситуации на линии разграничения - "тренироваться", как они это называют. И с интервалом от 3-4 до 6 месяцев у них происходят регулярные ротации. Посидела бригада до полугода - и уехала. А на ее место новая зашла.

Такая же история - со снабжением горюче-смазочными материалами, с медицинским обеспечением, с военным снаряжением (каски-броники). Вот они вычислили, что им нужно около 600 БМП, по 200-300 на том или ином направлении - вот они столько и держат. То, что вышло из строя, отдают в ремонт, утилизируют, а взамен пригоняют новые. Но общее количество техники с 2015 года не увеличивается и не уменьшается.

Зоны ответственности и влияния между ФСБ и ГРУ уже давно распределены. Весь бизнес - разделен. Места в оккупационных администрациях отданы конкретным политическим игрокам... И так все тянется почти три года.

Читайте также: Мой сценарий: смерть Путина и развал РФ, - комбат "Червень"

- На прошлой неделе, как мы знаем, в свойственной России манере с должности "главы ДНР" был "уволен" Захарченко. Исходя из обстоятельств, при которых он погиб, как считаешь, убрали его русские или это могут быть какие-то внутренние разборки?

- Я все-таки считаю, что вероятнее всего убрала его Россия. Почему? Все просто. Захарченко с 2014 года был в рядах иррегулярных подразделений армии Российской Федерации. То есть все поступления, все человеческие и финансовые ресурсы, которые шли из России, он контролировал. Захарченко слишком много знал. Он лично был на контакте с Кремлем, с Сурковым, с его помощниками. То есть человек являлся очень ценным свидетелем.

По моим прогнозам, оккупированные территории Донбасса перейдут под юрисдикцию Украины в ближайшие несколько лет. То есть России эти территории не нужны. Они хотят отдать их Украине на своих условиях. И такой человек, как Захарченко, мог помешать реализации этих планов. Просто потому что он был непереговороспособным. С ним никто не стал бы разговаривать.

А вот когда во главе "республики" становится человек, который был в тени, как это и происходит, это делает процесс гораздо более вероятным. Потому что это снижает определенным образом градус злости на тех, кто убивал наших ребят, кто убивал мирных граждан.

Расчет - именно на это.

Начиная с 2014 года 90% полевых командиров они уничтожили. Каким-то чудом в живых остался Гиркин-Стрелков, который сейчас в России находится. Но я думаю, его будут использовать как икону в конце. Он был "иконой" так называемого "русского мира" в 2014 году - и, думаю, он же будет его и закрывать. Потому что на протяжении последних 3 лет он только и делал, что критиковал происходящее на оккупированных территориях, эти банановые недореспублики и их руководство.

По моему мнению, это была подготовка общественного мнения для закрытия этого проекта.

Назначенный сразу после смерти Захарченко временно исполняющий обязанности "главы ДНР" Дмитрий Трапезников - промежуточное лицо (уже после записи интервью стало известно о назначении преемника Захарченко - Дениса Пушилина и о том, что в "ДНР" планируют таки провести "выборы" - UAportal). Но он нужен для того, чтобы потом, когда придет время передавать эти территории Украины, было хоть немного не так сложно это сделать. Потому что никто сейчас не хочет разговаривать. А Трапезников, как ни крути, человек не запачканный. Точнее, не запятнанный в том смысле, что на его руках нет столько крови, как на руках Захара. Он сможет подготовить эти территории к передаче. И именно из этих соображений такая фигура - оптимальный вариант для переходного периода.

Конечно, после переходного периода там будет другой человек. Я даже считаю, что это будет человек из украинской власти. Вопрос только в том, кто будет этого человека ставить - Украина или Россия. Потому что Россия через свои прихвостней - таких, как "Оппоблок", Медведчук и так далее - они могут просто навязать свою кандидатуру.

Читайте также: Хотел бы услышать из уст нового президента России: украинцы, простите нас! - Мохненко

- Сразу после гибели Захарченко из Москвы раздался целый ряд достаточно резких заявлений, в частности, о том, что Минск отменяется. И даже Трапезников успел отличиться заявлением о том, что "народные республики", мол, будут двигаться в направлении сближения с Москвой с возможным присоединением к РФ в перспективе. Это просто слова, для вида - или это какие-то маячки для нас все-таки?

- На самом деле они же не могут сказать "мы сдаемся, поднимаем руки". Им нужно постоянно поддерживать боевой дух боевиков. Им нужно показывать местному населению, что они все же руководители.

Но, как бы там ни было, на месседжи, которые доносятся из Кремля, мы должны обращать внимание. В частности, на те месседжи, которые доносят на территорию Украины шестерки Кремля.

Одним из важных рупоров, к которому надо даже не прислушиваться, а внимательно слушать, что он говорит, является Медведчук. В риторике Медведчука четко указано, что оккупированные территории - это Украина, их нужно возвращать, с ними надо разговаривать. Вопрос - только в цене.

Впрочем, я не исключаю, что в России на каком-то из ее тактических шагов может измениться риторика - и они могут решить начать вторую военную кампанию - или на Донбассе, или в направлении Крыма, или попрут на Украину с севера. Могут даже напасть на какие-то другие страны - ту же Эстонию или Литву, где они уже достаточно давно дестабилизируют ситуацию. Так же они пытаются раскачать ситуацию в Польше, пытаясь рассорить эту страну с Украиной.

Поэтому мы не исключаем и таких вариантов. И каждый из них потом может отразиться и на ситуации в Украине. Поскольку в России есть немало шахматных досок, где она на шажок-второй передвигает по очереди фигурки и думает, что доминирует. Забывая о том, что всегда в конечном итоге демократия побеждала тоталитарные режимы.

- А зачем им ввязываться? В их ну совсем не радужном положении влезать в еще какой-то конфликт - это выглядит, на первый взгляд, как некое такое изощренное самоубийство...

- Я понимаю, что это так выглядит. Но у Путина ничего нет, кроме армии. Ему нечем гордиться, нечего показать людям. У него есть армия и жесткая рука, с помощью которой он всегда приходил к власти, начиная с 1990-х годов и заканчивая сегодняшним днем, когда уже пятый год продолжается начатая им война в Украине, когда Россия аннексировала Крым, бомбит мирное населения в Сирии, проводит химические атаки и травит сирийцев газом...

Скажу так: у него нет другого варианта - и все эти шахматные доски по большому счету являются силовыми сценариями. И другого варианта у него нет. Есть лишь армия, спецслужбы, которые за это время уже научились очень хорошо работать, поэтому не стоит их недооценивать, надо всегда готовиться и вырабатывать контрмеры против тех действий, которые Путин может применять против нас.

Так что главная наша цель на ближайшие 10 лет - это развитие оборонно-промышленного комплекса, подготовка армии, подготовка правоохранительных служб к тому, чтобы сохранить территориальную целостность и суверенитет государства, подготовка к возвращению оккупированных территорий по тому сценарию, который нужен нам, а не России.

- Возвращаясь к событиям в Донецке. Что известно об обстановке в городе? Чем закончилось объявленное сразу после убийства Захарченко чрезвычайное положение?

- На самом деле несколько дней там работала ФСБ. И это, кстати, впервые Россия признала, что сотрудники их Федеральной службы безопасности приехали официально в Донецк, чтобы расследовать ликвидацию Захарченко. Это беспрецедентный случай.

Ажиотаж в Донецке сохранялся в течение 5 дней. Два из них длилось чрезвычайное положение, когда они поперекрывали выходы. Впрочем, массовых обысков не было, проходили больше плановые проверки.

Простые люди продолжают жить, как и жили. Им безразлично, поменялась там "власть" или нет. Потому что от перестановки слагаемых ничего для обычных людей не меняется. Это влияет только на изменения в планах Кремля. И отражается на финансовом положении тех, кто стоит у корыта и выгребает оттуда деньги.

Читайте также: Украина сама выталкивает своих людей оккупанту в зубы - Олена Степова

- Можешь что-то сказать о тех, кого на днях там показали, как подозреваемых в убийстве Захарченко?

- Ничего не скажу, потому что очень мало информации. И никого серьезного они не задержали, по большому счету. Это же инсталляция! Ну не могут же они сами себя задерживать, правда?

- Да. Но меня беспокоит мысль, что под шумок могут пострадать ни в чем не повинные люди, там просто назначат какого-то козла отпущения...

- Я не знаю, кого там задержали. Но я знаю совершенно точно, что в течение последних двух лет те задержания, которые проводило так называемое МГБ так называемого ДНР в большинстве случаев были фейковыми. Было 20 громких задержаний, и в ходе 7 из них люди на камеру признавались в том, что сотрудничают со спецслужбами Украины. В том числе, звучали и "признания" в сотрудничестве с нашим проектом "СтопТеррор", который помогает спецслужбам, правоохранительным органам и Вооруженным силам. Но когда мы начали проверять, насколько это соответствует действительности - потому что если люди действительно нам помогали, мы должны приложить все усилия, чтобы их как можно скорее освободить - выяснялось, что это фейк.

Таких сюжетов, где упоминался наш проект, было 4 только из тех публичных, которые там оглашались.

Так что все очень условно самом деле. И их работа - это все показуха.

- Там же остались Ходаковский, "Ташкент", Болотов... Им стоит напрячься в нынешней ситуации?

- Я говорил об этом в начале 2015 и не отказываюсь от своих слов. Тогда я говорил, что большинство полевых командиров ликвидируют до конца года. Так оно и произошло. Те из "руководства" "республик", кто был замешан в финансовых операциях, махинациях, убийствах людей - все они будут ликвидированы. Останется разве частица тех, кто окажется удобным для России, кто будет полностью устраивать Кремль - вот те останутся. Но их очень мало на самом деле.

- Но каких-то радикальных, существенных изменений в общей ситуации пока ожидать не стоит?

- Я не вижу предпосылок для резких изменений. Но это не значит, что мы можем расслабиться.

Мы работаем. И я считаю, мы должны готовиться еще больше.

И я считаю огромным плюсом в пользу наших военных тот факт, что мы очень активно и, насколько это возможно, быстро готовимся к переходу на стандарты НАТО. И к дальнейшему вступлению в Североатлантический Альянс, то есть к перехода в эту зону коллективной безопасности.

Но есть и минусы. Например, тот факт, что у нас до сих пор Вооруженные силы и Министерство обороны не разработали законодательство по первой очереди резерва и второй очереди, то есть по территориальной обороне. И если завтра начнется очередная военная кампания - мы снова окажемся не мобилизованными. В том смысле, что вторая очередь не будет знать, что должна делать. И с этим у нас возникнут проблемы. Но первая очередь уже будет реагировать более или менее нормально. Бригады укомплектованы.

Томос обрубит одну из голов гидры – Семен Кабакаев
Парад в честь 27-й годовщины независимости Украины на Крещатике. Источник: Фото: сайт Президента Украины

Я считаю, что нам следует двигаться по пути развития государства. И "прогнать" как можно большее количество людей через военную службу, через подготовку. С четкими инструкциями, что делать во время чрезвычайных ситуаций, как действовать в случае агрессии и так далее. Сейчас, к сожалению, этого нет. И это наш огромный прокол. Потому что мы могли - да и должны были бы - уже давно этим заниматься.

В контексте того, что мы делаем, не могу не вспомнить снова о Томосе и автокефалии. Потому что для нас добиться в конечном итоге создания единой поместной православной церкви - значит уничтожить один из трех столпов "русского мира", который на треть обеспечил России возможность в 2014 году захватить такой огромный кусок нашей территории.

Если мы получим Томос об автокефалии - мы обрубим одну из голов этой гидры.

Последние полгода мы очень активно в этих направлениях готовимся. Максимально сконцентрироваться на подготовке должно наше гражданское общество, наш политический истеблишмент, которому самое время наконец определиться с приоритетами и прекратить вестись на провокации. Готовиться должны журналисты, которым следовало бы таки придерживаться, прежде всего, национальных интересов и хотя бы не ставить оплаченную российскими деньгами "джинсу"...

И от того, насколько хорошо мы сейчас подготовимся, зависит все. Помнишь латинский фразеологизм "Хочешь мира - готовься к войне"? Это - аксиома.

И мы готовимся. Возможно, и не так активно, как хотелось бы - но готовимся.

По крайней мере, я, мои друзья, все мое окружение - готовимся. К любому развитию событий.