Россия ждет от нас крови, а мы ей не дадим: протоиерей Александр (Дедюхин) о передаче ПЦУ Киево-Печерской лавры
“Обстоятельства заставят", - сказал почетный патриарх Филарет, отвечая на вопрос о том, перейдет ли община Киево-Печерской лавры в Православную церковь Украины (ПЦУ). "Насилие мы отвергаем сразу", - подчеркнул он. О том, что эта святыня должна принадлежать украинской, а не русской церкви, экс-предстоятель УПЦ КП говорит давно, но сейчас, когда в Украине, наконец, появилась своя поместная церковь, вопрос снова актуализировался.
Действительно ли под давлением обстоятельств, прежде всего, юридических (принятие Радой 2 "церковных" законов) лавра перейдет в ПЦУ или, по крайней мере, сменит название и пройдет перерегистрацию? Должно ли государство каким-то образом ускорить этот процесс? Возможна ли передача части лавры в ПЦУ уже сейчас? Что будет по истечении "срока Ч" в случае, если община не выполнит требования закона?
Своим прогнозом на этот счет с UAportal поделился настоятель Свято-Николаевской церкви Православной церкви Украины (г.Полтава), протоиерей Александр Дедюхин.
- Какими могут быть обстоятельства, которые могут вынудить общину, которая сегодня находится в Киево-Печерской лавре, присоединиться к ПЦУ или хотя бы переименоваться и перерегистрироваться?
- Закон, который был принят Верховной Радой перед Новым годом – о переименовании. Согласно этому закону, они должны перерегистрироваться. Насколько я понимаю, лавра подпадает под требование закона о 9 месяцах, отведенных на перерегистрацию. Ну, ждем.
- Но пока они заявляют о том, что не собираются этого делать.
- Честно говоря, они все ждут президентских выборов.
- А как связаны президентские выборы с перерегистрацией?
- Вы же понимаете, что РПЦ во всех своих проявлениях – это часть какого-то государства. И вот они ждут не дождутся, что придет друг Путина и все эти законы поотменяет.
Читайте: Путин сдохнет, недоимперия развалится. Протоиерей Александр Дедюхин про патриархат ПЦУ
- Вы допускаете, что украинское гражданское общество позволит это сделать?
- Я так не считаю, а они-то считают.
Вы же помните, как владыка Павел (настоятель Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебедь), - UAportal) рассказывал про то, что Янукович – он как Христос (22 января 2014 года во время торжественной службы в лавре митрополит Павел сказал Виктору Януковичу: "Сегодня вы несете тяжелый крест и Церковь с вами сегодня до конца, подобно тому, как Симон Киринейский помогал нести Крест Христу на Голгофу", - UAportal).
- Он еще и другое рассказывал. Что по его молитве люди отправляются в мир иной…
- Кстати, по поводу "мира иного". Такие вещи предусмотрены в Уголовном кодексе. В части 2 статьи 115 предусмотрена ответственность за "убийство по мотивам расовой, национальной или религиозной нетерпимости". "Карается лишением свободы на срок от 10 до 15 лет или пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества".
То есть человек сам признается в убийстве. На это надо прокурорам реагировать.
Читайте: Создатель интернета попадет в рай: протоиерей Александр Дедюхин ответил патриарху Кириллу
- Возвращаясь к теме лавры. Ваше личное мнение: следует ли ускорять процесс передачи лавры в ПЦУ?
- Мое личное мнение такое. Я всегда настаивал на том, что такие серьезные святыни должны в любом случае принадлежать государству. Они могут сдаваться в аренду, отдаваться в пользование и так далее.
По сути, только нижняя лавра передана Московскому патриархату. Есть Успенский собор, есть верхняя лавра. Необходимо, чтобы там начинала богослужение Православная церковь Украины. А затем, действительно без какого-либо насилия, постепенно разбираться. Чтобы для начала у людей был выбор.
- То есть вы считаете, что для начала ПЦУ можно передать верхнюю лавру, которая государственная?
- Конечно. Точно так же, как Православной церкви Украины передана Малая (Теплая) София. Да, там музей, там всё как положено, но там проводятся богослужения. И, по-моему, там никаких конфликтов нет: никто не хочет нарушать условия аренды и прочее. Люди ходят на службы, там выставлен Томос. Вполне нормальное адекватное сосуществование музея и церкви.
Точно так же это можно сделать и в верхней лавре. Передать какие-то подсобные помещения. На самом деле, их не так много и нужно. И, безусловно, Успенский собор.
Читайте: РПЦ идет в катакомбы, Украина шлет им луч добра. Протоиерей Александр Дедюхин о будущем церквей
- И Трапезный храм?
- В Трапезном на сегодня засел Московский патриархат. Там они проводят богослужения.
- Понятно. То есть речь может идти только об Успенском соборе. Но там есть еще несколько небольших церквей. Надвратная, например.
- Да. На самом деле, они реально не нужны, потому что за церковью нужен дорогостоящий уход. Насколько церковь сегодня готова взять на себя ответственность за содержание и так далее… Опять же, нехорошо, когда государство содержит памятник архитектуры, а церковь им пользуется. Должен быть какой-то здоровый баланс.
На сегодня достаточно Успенского собора в Киево-Печерской лавре. А дальше будем посмотреть.
- Но ведь религиозная община лавры одна, единая. Кому в таком случае передавать Успенский собор?
- Неужели сложно найти 10 человек, чтобы зарегистрировать новую общину?
Читайте: "Путин, введи войска"-2: протоиерей Александр Дедюхин об угрозах Кирилла и монахах Шредингера
- Резюмируя. Итак, община лавры ждет выборов президента. Законом установлен срок на перерегистрацию. Когда оба этих условия сработают в "минус" для них – на президентских выборах победит проукраинский президент, а срок истечет, - что будет потом?
- Скорее всего, они не перерегистрируются и будут сняты с регистрации. И тогда вся лавра будет передана Православной церкви Украины.
- Бескровным путем?
- Исключительно бескровным путем.
Кстати, уже начинают распространять фэйки о том, как в Украине "пытают" священников. Я не знаю, что такое "дибровский лес", но одна россиянка julija_welboy написала в ЖЖ такое: "Мой муж сегодня приехал с Украины. Попутчиком его в автобусе был священник, и вот что он рассказал. Его вызвали на исповедь в Дибровский лес. То есть сначала он не знал, куда его везут, просто приехали военные, "попросили" его в машину и куда-то повезли. Как только заехали в лес, ему показалось, он попал в фильм ужасов. Навстречу неслись протяжные глухие стоны. Как он узнал потом, на самом деле это были крики людей, сидящих в ямах".
Россия ждет от нас крови, а мы ей этой крови не дадим.