С-400 будут падать быстрее. Протоиерей Александр Дедюхин об освящении оружия и новом статусе Святой Софии
В оккупированном Крыму священник УПЦ МП освятил… российские зенитно-ракетные комплексы С-400 "Триумф". "То, что они освятили – это хорошо", - сказал в блиц-интервью UAportal настоятель Свято-Николаевской церкви УПЦ КП (г.Полтава), протоиерей Александр Дедюхин. И пояснил, почему.
Он также ответил на такие вопросы:
- что полагается священнику, который освящает оружие или просто фотографируется с ним,
- следует ли передавать Святую Софию поместной церкви, которая будет создана в Украине,
- насколько правомерен обыск у предстоятеля Киево-Печерской лавры митрополита Павла,
- зачем проводится "инвентаризация" в этой святыне.
Напомним, стала известна дата и место проведения Объединительного православного собора.
- Глава Верховной Рады Андрей Парубий предложил передать собор Святой Софии в Киеве объединенной поместной православной церкви. Согласны ли вы с таким мнением?
- Да, согласен. Я давно про это говорил. София – это знаковый собор, самый важный, исторически значимый. Если вспомнить историю, то Софийский собор был главным собором Автокефальной церкви, когда было ее первое возрождение. Митрополит Василий Липковский служил в этом соборе. В Софии похоронены все киевские митрополиты.
Это действительно самый главный собор не только Киева, но и всей Украины и, возможно, всего восточного православия.
- Как его использование может выглядеть на практике? Все-таки XI век. Он нуждается в особом обращении.
- Я категорически против того, чтобы этот собор передавался в собственность церкви. Он должен оставаться в собственности государства. К сохранению собора необходимо подходить профессионально – соблюдать температурные режимы и прочее.
Но по воскресеньям и по большим праздникам в соборе должна проходить служба.
Собор построен как сакральное здание, и он должен использоваться. Естественно, с какими-то оговорками. Их должны дать специалисты, но я думаю, самое главное, чтобы не было больших перепадов температур. Возможно, там должны использоваться только восковые свечи и так далее. Но при современных технологиях, я думаю, можно всё это просчитать и организовать. Было бы желание.
- В оккупированном Крыму священники УПЦ МП освятили российские зенитно-ракетные комплексы С-400 "Триумф". Как вы расцениваете сей факт?
- С одной стороны, священники должны всё освящать. Какого-то специального решения по поводу освящения оружия нет. Но в чем состоит церковная православная логика? В том, что мы освящаем не оружие как таковое, мы освящаем воина. Мы молимся за воина. А воин сам принимает решение, как правильно использовать это оружие.
Да, мы тоже благословляем наших украинских воинов. Но не оружие.
Но, с другой стороны, то, что они освятили – это хорошо. Потому что церковь УПЦ МП – не каноническая. Они уже освящали ракеты, и ракеты падали (в ноябре 2017 года епископ РПЦ Лукиан освятил перед запуском ракету-носитель "Союз-2.1б", но старт оказался неудачным – ракета не вышла на заданную траекторию и рухнула в Атлантический океан. Протодиакон Андрей Кураев по этому поводу сказал о проблеме РПЦ: она не отвечает за качество предоставляемых священниками услуг, - UAportal).
Знаете, что нам говорит Писание? Что никакое оружие, сделанное против народа Божия, не будет успешным. Поэтому пусть освящают. Это хороший знак. Будут быстрее падать.
- Вообще, если священник освящает не воина, а оружие, что ему за это полагается?
- Это все на усмотрение церковного начальства, насколько оно здравомыслящее. У нас был епископ Киевского патриархата в Закарпатской области. Он поехал в зону АТО и там сфотографировался с каким-то оружием (епископ Ужгородский и Закарпатский Кирилл, - UAportal). Его за это запретили в служение. Потому что дело епископа – молиться, а не фоткаться с оружием.
Мы можем фотографироваться с воинами, которые держат оружие. Мы служим людям, мы не служим оружию.
Читайте: Раскольники из УПЦ МП придут и покаются: протоиерей Дедюхин рассказал о соборе после Томоса
- Вы знаете, что у настоятеля Киево-Печерской лавры митрополита Павла провели обыск в деле о разжигании межрелигиозной вражды. Как вы расцениваете тот факт, что у священнослужителя такого высокого ранга проводят обыски?
- Я смотрю на это нормально, потому что перед законом все равны. Кто бы ни был – священнослужитель или чиновник любого уровня. Если человек нарушает гражданский закон, он должен за это отвечать.
Все равны перед законом: священники, президенты, митрополиты, простые люди. Так что всё правильно.
- И по поводу разжигания межрелигиозной вражды в среде УПЦ МП. Вы лично сталкивались с фактами, которые можно квалифицировать именно так?
- Да, сталкивался.
Читайте: Прольется ли кровь из-за Томоса? Интервью с протоиереем Александром Дедюхиным
- Могли бы вы привести примеры?
- Когда я служил в селе, бывали такие случаи: похоронишь человека, а потом к родственникам приходят священники и прихожане из УПЦ МП и говорят: вы неправильно похоронили, надо перехоронить.
- Неужели были случаи, когда покойника выкапывали и хоронили заново?
- В моей практике такого не было. В большинстве случаев они предлагали просто "перепечатать" – заново провести обряд "запечатывания могилы".
Та же история была и с крещением в Киевском патриархате. Говорили: неправильно покрестили, надо перекрещивать. При этом рассказывали: не перекрестишь, ребенок у тебя будет болеть или вообще умрет.
- По инициативе Минкульта в Киево-Печерской лавре проводят "инвентаризацию". Там проверяют церковные ценности и святыни, которые были переданы лавре, начиная с 1988 года. Зачем понадобилась эта "инвентаризация"?
- Лавра находится в собственности государства, и все святыни, которые там находятся, не являются собственностью монахов или того же митрополита Павла. Это собственность всего народа Украины, веками собиравшиеся ценности, которые были переданы в пользование монастырю. Естественно, все должны знать об их сохранности. Это нормально, это правильно.
Читайте: Томос, отбор храмов и раскол: протоиерей Александр Дедюхин о нервотрепке УПЦ МП
- Неужели под шумок получения Томоса могут что-то умыкнуть?
- Могут. И не только под шумок получения Томоса.
- Что самое ценное в Киево-Печерской лавре, что необходимо охранять по-настоящему?
- Я не специалист, но могу сказать, что там много старинных икон. Те же мощи, например. Это то, что является вековым наследием Украины, и тем, что необходимо охранять.