rus
Українська
Топ-темы:

"Плохо, если прольется кровь. Но мы готовы". Интервью с Родионом Шовкошитным об угрозе религиозной войны в Украине

Лилия Рагуцкая

'Плохо, если прольется кровь. Но мы готовы'. Интервью с Родионом Шовкошитным об угрозе религиозной войны в Украине
''Плохо, если прольется кровь. Но мы готовы''. Интервью с Родионом Шовкошитным об угрозе религиозной войны в Украине

После того, как стало очевидно, что Украина таки получит Томос на автокефалию от Вселенского патриархата, в России началось настоящее информационное безумие. Многочисленные "эксперты" и политические фрики на российских ток-шоу ежедневно пророчат Украине начало религиозной войны. Из Кремля зазвучали обещания снова "защищать" граждан нашего государства - правда, на этот раз не от языковых, а от религиозных притеснений. А высшее духовенство Русской православной церкви и вовсе заявило, что разрывает все связи с Константинополем, обвинив при этом Вселенского патриарха в попытке "расколоть мировое православие".

На фоне последних событий настойчивые попытки России разжечь межконфессиональную рознь в нашем государстве и столкнуть лбами украинцев вызывают определенное беспокойство.

Удастся ли России добиться, чтобы в Украине пролилась кровь? На какие провокации могут решиться адепты Кирилла Гундяева в мирных украинских городах? И есть ли у Украины понимание серьезности ситуации и план действий на случай, если провокации увенчаются успехом? Об этом UAportal расспросил у общественного активиста Родиона Шовкошитного.

- События, связанные с предоставлением Вселенским патриархатом Томоса об автокефалии Украинской православной церкви, немало залили сала под кожу как духовному, так и политическому руководству РФ. РПЦ разорвала отношения с Константинополем, а российские пропагандисты хором пророчат Украине новую войну - на сей раз религиозную. Как считаешь, столкновения на этой почве действительно неизбежны?

- Я боюсь, что они неизбежны. Не возьмусь прогнозировать и утверждать, что они точно будут. Но я этого боюсь. И очень не хотел бы, чтобы до этого дошло.

- На чем основываются твои опасения?

- Да хотя бы на том, что уже сейчас они (духовенство УПЦ МП. - Ред.) стягивают под церкви мракобесных "титуханов". Россия постоянно накручивает - так же, как было до войны, когда они рассказывали людям, что едут автобусы "правосеков" их убивать. На жителей Крыма это тогда очень сильно повлияло. Даже на тех, которые были более или менее нейтральными или даже на сторонников Украины из числа россиян, как, например, одна из моих однокурсниц. Люди видели те кадры, что им показывали - и реально верили, что те автобусы - настоящие, что они вот-вот пересекут админграницу с Крымом и начнут всех убивать. Это их реально сильно напугало.

И сейчас Россия делает то же самое. Они уже долгое время набрасывают в информационном пространстве, где-то на Западной Украине "радикалы" то ли сожгли, то ли разграбили, то ли просто напали на церковь Московского патриархата. Они регулярно что-то такое запускают. А дальше появляются заявления типа "защитим православных в Украине" - так же, как в 2013-14-м они говорили о "защите русскоязычных".

- Да. Дмитрий Медведев именно так и сказал: будем защищать православных так же, как защитили русскоязычных.

- Ситуация повторяется один в один. Сначала информационный шум о том, что там "радикалы творят". Затем - соответствующие заявления из Кремля об очередной "защите" кого-то от чего-то.

Знаешь, я не вижу просто, как попы УПЦ МП будут валить отсюда. Вот не представляю я, как это происходит.

На днях прошла информация, что иерарх УПЦ МП, митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр Драбинко первым среди других объявил себя клириком Константинополя. Его моментально в России записали в предатели. Но учитывая, что новость об этом прежде появилась на "Эхе Москвы" (пусть они и ссылаются на "Громадське") и активно разгонялась именно россиянами - то у меня закрадываются сомнения: а не троянский ли это конь? (Впоследствии Драбинко заявил, что российские СМИ выдали за официальное заявление его теоретические рассуждения в ходе интервью, вырванные из контекста. - Ред.).

Сейчас будет раскол внутри самого Московского патриархата в Украине. Какие-то епархии перейдут к Константинополю, то есть к украинской автокефалии. Какая-то часть останется с Московским патриархатом. И нет гарантий, что среди тех, кто перейдет на нашу сторону, не будет врагов. Так же, как пока неизвестно, какая работа будет проводиться с теми, кто останется в УПЦ МП, чтобы перетянуть их на нашу сторону. Кем она будет проводиться, будет ли она мирной, будут ли это переговоры либо же какие-то силовые даже действия со стороны правоохранителей - об этом сейчас не знает никто.

- Ты вспомнил о слухах о захвате церквей на западе. Но параллельно представители РПЦ и УПЦ МП периодически говорят и о "подготовке захвата "радикалами" Киево-Печерской лавры". Последний "захват" они назначали на Покров, на 14 октября...

- Они намеренно разгоняли тезис о захвате лавры. Я знаю, что ни одна из националистических группировок или организаций, которые участвовали в марше, не планировала радикальных действий на территории Киево-Печерской лавры. Российская пропаганда разгоняла эту дезу, чтобы мобилизовать верующих, паству УПЦ МП. Вот и приехали туда 122 "титухана"...

- И их некоторые СМИ, кстати, по горячим следам окрестили "радикалами", которые, собственно, и пришли захватывать православную святыню.

- Это были православные "титуханы". Не националисты, а "титушня".

- В той же лавре, я так понимаю, и без "титушок" есть кому полезть в драку в случае чего...

- Там постоянно находятся какие-то казачки, военизированная охрана. Во всех крупнейших храмах и церквях УПЦ МП такое есть.

- А что-то известно по поводу количества этих людей? В той же лавре, например?

- Очень трудно даже приблизительно сказать. Это надо быть внутри, чтобы хотя бы примерно понять, что и как. Видно, что они есть. Сколько их - неизвестно.

- Так же мы не знаем, чем они вооружены?

- Да.

- Если будут все же провокации - какими именно они могут быть?

- Истерия разгоняется для того, чтобы сумасшедшая паства УПЦ МП, эти зомбированные бабушки приперлись и грудью закрыли, если надо будет. Это же в первую очередь на них рассчитано - на слабых мозгами людей. И они придут. Еще детей своих приволокут - вот чтобы ты даже не сомневалась. Мы же это уже видели на Донбассе, когда они с иконами становились перед нашими БТРами и не давали ехать...

- Это ясно. Россияне давно уже используют тактику "сначала пойдут женщины и дети"...

- Да, это обычная тактика. Расчет делается на то, чтобы их напугать, закошмарить до такого состояния, чтобы они готовы были дневать перед той дверью, закрывая ее собой. Ведь "титуханы", хоть они и мракобесы православные, все же прекрасно понимают реальные расклады. Религиозные войны - это не уличные бои с "титушками", которые свалят сразу, как жареным запахнет и нарисуется перспектива п**дюлин. Потому что 50 гривен того не стоят.

Религиозные войны - это совсем другое.

Почти все народные депутаты или политики, антиукраинские по своей сути, которые разжигали войну в Украине - как тот же Новинский, Вилкул или Медведчук - имеют много "спортиков". Потому что кто-то из них имеет какое-то отношение к Федерации боевых единоборств, у кого-то - своя охранная фирма. У Медведчука, например, есть "Сварог" тот же, еще несколько. У него вообще очень хорошая охрана. И эти "титуханы" будут выполнять все, за что им хорошо заплатят. А если они еще и напичканы идеологическим всяким бредом - это вообще.

Поэтому кровопролитие возможно. И, учитывая, что у нас уже есть одна "горячая точка" - война на востоке - открывать второй фронт где-то в Одессе, Киеве или где угодно еще очень бы не хотелось.

- Но риск большой. Речь же идет о возможности влиять на мозги украинцев - что само по себе для России очень важно - но и о деньгах. Ведь на Украину приходится почти половина всех приходов РПЦ, а доходы, которые получает Гундяев от этих приходов, оцениваются минимум в 11 млрд евро в год. Я уже не говорю о церковных ценностях и святынях. Кстати, ты допускаешь, что сейчас в Россию могут начать вывозить какие-то ценности из украинских церквей?

- Конечно! Поэтому когда я говорю о том, что очень многое будет зависеть от политической воли, имею в виду, что "титуханы" не будут воевать против силовиков. Если нормально будет работать полиция, "Альфа" или еще кто-то - против них оружие никто не поднимет. Я в этом уверен.

То же самое касается пограничников и приказа, который они могут получить: не выпускать за границу церковное имущество или религиозные святыни. Надо внимательно следить за этим. Они безусловно будут пытаться это вывезти. Но если контроль будет достаточным - ничего у них не получится.

Читайте: Томос Украине: УПЦ МП уличили в очередном ''прогибе'' под РПЦ

- А если вдруг окажется, что политическая воля слабовата, что у правоохранительных органов не хватает или понимания серьезности ситуации, или желания работать в этом направлении - на этот случай есть запасной план у патриотически настроенной общественности?

- Скажу так: патриотически настроенная общественность, всевозможные неравнодушные неизвестные и патриотически настроенные граждане, организованные в группы - они осознают риски, понимают серьезность ситуации и возможные направления ее развития. И они готовы к любому повороту событий.

Мы все готовы. Единственное - если не дай бог будет реализоваться худший вариант, надо будет работать в тесной спайке с правоохранительными органами.

- А с этим могут быть проблемы?

- А разве нет проблем у активной части гражданского общества с правоохранительными органами после почти 60 нападений на активистов, которые должным образом не расследуются?

- Твоя правда... Как думаешь, эти заявления типа угроз Медведева, что Россия "будет защищать православных" так же, как уже "защитила" русскоязычных, уверенное "вангования" Эдуарда Лимонова, что религиозная война в Украине неизбежна - это нагнетание истерии или нечто большее ?

- Да, это нагнетание истерии среди паствы Моспархата. "Идите защищать. Берите детей, внуков, идите к воротам лавр, церквей - закрывайте собой, не впускайте, вплоть до ночевания". Я думаю, оно на это рассчитано.

- Это не может быть предупреждение о возможной открытой агрессии со стороны России - если уж мы проводим параллели с событиями весны 2014-го?

- Открытую агрессию сейчас я себе слабо представляю. Для нее можно было найти кучу поводов и раньше. Но если открытой агрессии до сих пор не произошло - не думаю, что она начнется сейчас.

- Ну, мы многое себе слабо представляли. Я например, до последнего не верила, что РПЦ пойдет в раскол, они решатся разорвать все отношения с Константинополем...

- Вот как раз это было прогнозируемо. Это единственный путь, в принципе, который у России оставался. Они не могли подчиниться решению о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви. Не могли согласиться с тем, что их фактически назвали неканоническими, раскольниками, обвинили в том, что во времена Бориса Годунова они силой удерживали Константинопольского Патриарха Иеремию в течение двух лет, чтобы тот выдал им автокефалию. Их же обвинили в страшных вещах и подвергли сомнению их каноничность.

Так что России оставалось делать? Либо лечь под новую украинскую церковь, потому что им сказали, что они зависимы от Киева, потому что Киев раньше был. Либо назвать всех еретиками, раскольниками, идиотами, обвинить всех вокруг во всех смертных грехах. Использовать привычную для России формулу "мы одни классные, а все остальные - козлы". Вот они это и сделали. После встречи Кирилла и Варфломея в Константинополе это было абсолютно ожидаемо - учитывая, как Россия обычно себя ведет, учитывая их ментальность, привычное для них гопничество и быдлячество. Это для них был единственный выход.

Читайте: Томос для Украины: что будет с приходами УПЦ МП

- Хороший "выход" - загнать себя в изоляцию еще и с этой стороны...

- Это должно привести к изоляции. Но приведет ли? Мы же, собственно, и говорим о том, каким будет развитие событий. Я очень не хочу, чтобы пролилась кровь. Все же хотелось бы, чтобы переход происходил мирно. Хотя даже в оптимальном варианте, когда священники и иерархи МП поймут, что РПЦ - неканоническая и раскольническая, объявят себя клириками Константинополя и войдут полностью в Украинскую автокефальную православную церковь мирным путем, просто присоединившись к ней - даже в этом случае предстоит большая работа по выявлению "троянских коней", выведению их на чистую воду. Ведь мы знаем, сколько в русской церкви гэбни.

Но это приемлемый вариант, бескровный, когда мы будем потом тихо-мирно, с помощью спецслужб разбираться с засланными казачками.

А вот что будет с теми, которые не захотят переходить, которые сохранят верность Моспархату - мне трудно прогнозировать. Возможно, к ним будут применяться какие-то рычаги влияния. Не знаю. Для меня главное - чтобы не было кровавого противостояния. Потому что Моспархат - он же в каждом украинском городе есть. Их очень много. И "титуханов" у них много. С одной стороны, хорошо, что они все подсветятся и мы будем видеть врага, потому что сейчас они в основном скрыто действуют, не показывают свою полную мощь - ни численность, ни вооружение. А здесь они полностью себя обнаружат. И это хорошо.

Но плохо, если при этом прольется кровь. Этого никто не хочет. Но мы готовы и к этому.