"Священное НАТО? Бред!" Два анекдота от Радзиховского в связи с церковным дележом вокруг Украины
Конфликт Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом на почве предоставления автокефалии православной церкви в Украине – "крупное религиозное кощунство", противоречащее духу и букве христианского учения. Проблема православия в Украине – средневековая, и дополнительное указание на это – отмена указа, датированного 1686 годом.
Имеет место "бракоразводный процесс", сопровождающийся агрессией с обеих сторон. Для России как государства это очередное "поражение", а для Украины – очередная "победа". Такое мнение в первой части интервью UAportal высказал российский журналист Леонид Радзиховский.
Вторую часть интервью читайте здесь: "Путин, как наркоман, приносит России вред". Леонид Радзиховский о величайших провалах
- По поводу конфликта РПЦ с Константинополем российская пропаганда пишет, что "против России создается "священное НАТО". Из логики пропагандистов следует, что США, Госдеп или лично Трамп ударил по "русскому миру" через самое святое – РПЦ? Как по-вашему, это удар в спину или ниже пояса?
- Знаете, я не совсем знаток, вернее, совсем не знаток церковных дел. Но я думаю, что Трамп тут абсолютно ни при чем. Всё это чепуха. Константинопольская церковь никак не подчиняется Трампу, и НАТО, как мне кажется, не имеет к ней ни малейшего отношения.
Наверное, когда в Константинополе принимали какие-то решения, они, может быть, учитывали какие-то политические моменты. В общем, мне кажется, что разговоры о том, что это происки Трампа – это бред сумасшедшего.
Читайте также: "Позиция: умри, замри, воскресни – не для Путина". Радзиховский о новых военных кампаниях
А насчет распада церквей и так далее… Насколько я понял, это только начало процесса. Сняли обвинения с глав украинских церквей (снята анафема с предстоятеля УПЦ Киевского патриархата Филарета и с предстоятеля Украинской автокефальной церкви Макария, - UAportal).
- Кроме того, Константинополь отменил решение 1686 года о передаче Киевской митрополии Москве.
- Сам факт, что отменили решение 1686 года, лучше всего говорит о том, что происходит. С точки зрения современной Европы это средневековая проблема – из разряда тех проблем, когда воевали лютеране и католики.
В европейских странах, куда так стремится Украина, нет государственной церкви. В некоторых восточноевропейских странах, например, в Польше, церковь хотя и отделена от государства, имеет действительно большое влияние. В западных странах она вообще никакого политического влияния не имеет.
Это средневековая проблема. Но поскольку все политические проблемы, которые есть между Украиной и Россией, если не средневековые, то, по крайней мере, это проблемы XIX века, то в этот ряд проблем вполне вписывается и отделение церкви.
Часть Украины, наиболее активная и политизированная, хочет окончательно политически, психологически, идеологически отделиться от России. Российское государство, российская власть этого не хочет.
Читайте также: "Плюнуть в рожу Терезе Мэй!" Что творит Путин и грозит ли ему маразм? Мнение Радзиховского
В сущности, это проблемы распада империи. Причем, анекдот заключается в том, что распад юридически произошел 27 лет тому назад, и никто ни в какой форме его не отменял. Но психологически и идеологически этот распад все еще не произошел, и вот отрывается нитка за ниткой.
И одна из важных ниток, которая отрывается – это церковная нитка.
- То есть это нормальный, естественный процесс?
- Это неизбежный естественный процесс, который приобретает – что тоже вполне естественно – крайние формы благодаря агрессии обеих сторон. Агрессивной русофобии в Украине, агрессивной укрофобии в России, что совершенно неизбежно в момент развода. Затем, когда развод произошел, агрессия, как правило, значительно спадает.
Для России как государства это очередное "поражение", а для Украины – очередная "победа". Но в любом случае это разрыв.
Причем, как я понимаю, для Порошенко это очень важно закончить до президентских выборов, потому что это одна из немногих карт, которые он считает козырными в своей игре. А что уж там считают избиратели – это выяснится в процессе выборов.
Читайте также: Куда делся "крымский загар" Путина? Радзиховский о том, ждать ли Крым-2
Весьма вероятно, что в ходе этого отделения, которое он будет всячески форсировать, будут и столкновения, и силовые столкновения, и захваты церквей, и драки – всё, что сопровождает средневековые проблемы. Но думаю, что религиозной войны, какая была в Европе в XVI веке, не будет. Тем более что здесь еще один анекдот: в Европе религиозные войны имели хотя бы то оправдание, что эти две религии – католицизм и протестантизм – в чем-то отличались друг от друга. А здесь нет и этого оправдания, потому что с религиозной точки зрения это абсолютно тождественные религии, которые абсолютно ничем друг от друга не отличаются.
Всё это - крупное религиозное кощунство с обеих сторон, которое полностью, на 100%, противоречит и духу, и букве христианского учения. Потому что, как известно, вся суть христианского учения сводится к тому, что "любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас". Я уж не знаю, как там Филарет, Кирилл и Варфоломей любят друг друга, молятся друг за друга, но выглядит это как демонстративное кощунственное попрание самих основ того учения, от имени которого эти люди выступают. Точно так же как религиозная война в Европе в XVI веке.
- В интервью UAportal российский историк и оппозиционер Андрей Зубов в контексте конфликта РПЦ и Константинополя напомнил о событиях 1998 года. Тогда произошла история, подобная сегодняшней. "Так же точно Московская церковь разорвала общение с Константинополем из-за Эстонии в 1998 году. Но потом через несколько месяцев все-таки удалось договориться", - сказал он. Тогда, в 1998 году, это тоже было кощунство?
- Любая административно-организационная драка с взаимными излияниями ненависти внутри христианской церкви – это по определению отрицание духа и буквы христианства, и больше ничего.
Я не историк церкви, но если уж говорить по большому счету, само существование церковной иерархии с кардиналами, папами, патриархами, митрополитами, епископами – это просто издевательство, публичное демонстративное издевательство над духом христианской церкви.
Читайте также: Путин сделал россиян богаче или беднее? Мнение Леонида Радзиховского
Сама по себе церковь как собрание верующих людей – да, это не является насилием и издевательством над духом христианства, хотя, в принципе, человек общается с Богом, ему для этого посредники не слишком нужны.
Предположим, что собрание людей в церкви дает некоторое настроение, некоторое ощущение, но вся эта громоздкая бюрократическая машина – с карьерами, с деньгами, с подсиживаниями, с дракой, с интригами – это то самое "кесарю кесарево", против которого выступал Христос. Это те самые книжники и фарисеи, те самые менялы, которых Христос выгонял из храма, те самые люди, о которых сказано: "Горе вам, книжники и фарисеи".
- А как же фраза об избрании Петра: "Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне я создам церковь мою" (Евангелие от Матфея, глава 16). Значит, всё-таки нужен был глава этой общины.
- Я плохой знаток Евангелия, но не думаю, что в этих словах Иисус провозгласил создание Министертства Католической Церкви.
- "Tu es Petrus" - "Ты есть Петр" - эта фраза на латыни написана в каждом католическом храме.
- Мало ли, что где написано. Попросту говоря, религиозная бюрократия – это обычная, самая нормальная бюрократическая организация. Как ЖЭК, полиция, Минздрав, Минкульт или любая другая контора. Она необходима в реальной человеческой жизни, потому что без бюрократии, без организации люди жить, очевидно, не могут.
Читайте также: Люди устали от Путина: Радзиховский напомнил, как гибли власти в РФ
Но смысл христианского учения заключался, в том числе, в борьбе против любой бюрократической организации, а уж тем более против бюрократической организации церкви. Осуществимы эти идеи или нет – это другой вопрос. По-моему, вполне осуществимы. Например, возьмите баптистов, у которых нет никакой бюрократической иерархии. Собрались, помолились, разошлись. Возьмите многие протестантские церкви, где нет этой огромной бюрократической организации.
Суть дела заключается в простом. Естественно, ни к какой религии это не имеет никакого отношения, что вполне очевидно, в том числе, и потому, что все эти 3 церкви – Константинопольская, Московская и будущая украинская – говорят абсолютно одно и то же. Нет даже той микроскопической разницы, которая есть между католиками и протестантами.
Это не религиозный, а чисто бюрократически-политический спор внутри церкви.