Так остановлена имперская экспансия России: Радзиховский о войне, трёпе и забывчивом Фукуяме
Известный американский философ, автор бестселлера "Конец истории" Фрэнсис Фукуяма в своем недавнем интервью сказал о том, что современная Россия - "классический случай" национализма XIX века; "ее национальная идентичность сильно связана с господством над другими народами вокруг себя". В этом контексте философ заявил: "Единственный способ противостоять этому – классическая геополитика. Мы не остановим их, если с нашей стороны не будет достаточно сильного противодействия. И я не думаю, что мы здесь действуем очень удачно. Я считаю, что события в Керченском проливе в декабре были просто вопиющими, но ответ со стороны Европы и Соединенных Штатов был довольно слабый", - цитирует его слова "Радио Свобода".
"Слова Фукуямы поистине удивительны. Либо он свою собственную книжку не читал, либо он ее просто забыл", - заявил UAportal российский журналист Леонид Радзиховский и поделился размышлениями о "конце истории", о политиках, которые перестали выполнять свою основную функцию, а также об экспансии России, которая на самом деле экспансией не является.
Читайте также: Бумеранг "русского мира": Радзиховский о памятниках Путину в Украине и анти-России
Мне понравилась фраза Фукуямы о том, что Запад довольно слабо реагирует на политику России, в частности, на Керченский инцидент. Более того, он даже говорит, как надо было бы реагировать, а именно – в духе классической геополитики.
Интересное заявление от Фукуямы. Фукуяма известен тем, что он автор модного бренда "конец истории". Книжку эту, естественно, мало кто читал, но этот бренд знают все. Это то же самое, что книжка Хантингтона "Столкновение цивилизаций". Никто ее не читал, но этот бренд - "Столкновение цивилизаций" - знают.
Так вот, мне кажется, что этот бренд – "конец истории" - очень правильный. История в классическом смысле, так же, как политика в классическом смысле, закончена.
Что такое классическая история? Что такое классическая политика? Это политика, которая является подготовкой к войне, и война, которая является высшим проявлением политики. Естественно, серьезная война между главными государствами, которые определяют лицо мира. Так было всегда в известной нам истории со времен пещер. На самом деле эта история закончилась 9 мая 1945 года, но окончательная точка была поставлена с ликвидацией Советского союза, потому что Советский союз во всем мире считался, и сам себя считал до поры до времени, серьезной политической, идеологической, экономической и прочей альтернативой западному миру. Если есть серьезная альтернатива, то не исключена и война.
Читайте также: Я меньший джентльмен, чем Кадыров: Радзиховский об инциденте со Скабеевой
Хотя лидеры Советского союза сами от этого отказались, заявив, что главное – это мирное сосуществование, но слова словами, а гонка вооружений, подготовка к якобы войне – велась.
В 1991 году с этим было покончено. Кончилась альтернатива и кончился мир больших войн. Что, собственно, и зафиксировал Фукуяма своими словами "конец истории".
История и политика очень быстро стали превращаться в чистейшее, абсолютное постмодернистское шоу. Когда политики не просто врут – врали они всегда, - а когда они вообще не отвечают ни за какие свои слова, молотят всё, что в голову взбредет, и всё больше откалывают номера.
Чемпионом в деле бессмысленного вранья считается Путин. Я чемпионатов не проводил. Действительно он часто говорит чепуху, но не он один. Политикам вообще, потерявшим главное свое профессиональное занятие – подготовку к большой войне, остается только шоуменствовать, развлекать публику. Вот этим они и занимаются.
Поэтому слова Фукуямы по поводу этого несчастного керченского инцидента о том, что необходимо возвращение к классической геополитике, поистине удивительны. Либо он свою собственную книжку не читал, либо он ее просто забыл.
Читайте также: Крайне опасная ситуация: Радзиховский про дань Чечне, Кадырова и Путина меж двух огней
Что такое классическая геополитика? Это война. Война больших государств. Конкретно классическая геополитика именно по поводу Черного моря всем известна – это Крымская война 1853-56 годов. Причина Крымской войны тоже очень похожа на нынешнюю – большие европейские государства, Англия, Франция и Австрия, вступились за Турцию, которую, по их понятиям, обидела Российская империя. И началась Крымская война. Вот это есть классическая геополитика.
Этот ответ Фукуяма предлагает европейцам и американцам начать войну с Россией в Крыму? Думаю, вряд ли Фукуяма спятил и предлагает такие ответы. Но в таком случае не понятно, что он говорит, о какой классической геополитике идет речь. Но гораздо интереснее другое. Что бы там ни говорил и что бы там ни думал Фукуяма, гораздо интереснее его другая фраза – что Запад очень слабо действует в отношении России. С моей точки зрения, это абсолютный абсурд.
Запад совершенно адекватно действует в отношении России, поскольку войн никаких нет и быть не может между ядерными странами и вообще между большими странами. Осталось что? Экономические санкции, психологическое давление, психологическая война. Вот ее Запад и ведет, причем, ведет ее креативно слабо.
Западные лидеры очень слабы. Эта их характерологическая особенность известна еще с XIX века. Демократические лидеры очень слабы – по многим причинам, в том числе потому, что на них давит оппозиция. И эта слабость, которая была опасна в период войн, является единственно адекватным поведением в период, когда войн нет.
Читайте также: Хотим в СССР, или Рубильник для мозгов: Радзиховский об опасной ностальгии россиян
Мягкая сила и это мягкое, вялое, тягучее давление, которое Запад оказывает на Россию, дает великолепные результаты. По крайней мере, с точки зрения Запада.
Что есть цель Запада в отношении России? Обрушить Путина? Не боже мой. Вернуть Крым? Да на кой черт он им нужен. Цель Запада одна: сдержать геополитическую экспансию России. Эта цель великолепнейшим образом, без единого выстрела, на 100% достигнута. Экспансия России, которая действительно была истерическим выплеском в 2013-2014 году, полностью остановлена. Россия перешла к глухой обороне.
Да, эта оборона шумная, с истерическими криками, с визгами, с интернет-войнами, с троллями. Россия действует адекватно современному миру. Мир шоу, и Россия участвует в шоу, но это не геополитическая экспансия.
Никакой геополитической экспансии, начиная с 2014 года, нет. Есть глухая оборона во все более тяжелой экономической и психологической, что гораздо важнее, ситуации. Эта ситуация психологически тяжела лично для Путина, что очень видно по его поведению, и она становится все более и более тяжелой для населения России, что видно по рейтингам Путина. Это ведь не только рейтинги отношения лично к Путину – это вообще градус социального настроения. Социальное настроение падает, и это выливается и на голову Путина. Депрессуха.
Более того, эта геополитическая остановка России настолько эффективна, что даже лидеры Украины, которые строят всю свою политику на имитации несуществующей войны с Россией, вынуждены говорить о мире. Я имею в виду последнее заявление Порошенко (29 января на форуме "От Крут до Брюсселя. Мы идем своим путем" Петр Порошенко заявил: "Конечно, нам нужен мир с Россией. Холодный, но мир. Люди устали от войны. На этой болезненной эмоции безустанно играет российская пропаганда и ее пустобрехи в Украине. Мир - это полное восстановление территориальной целостности Украины и беспрекословное признание Москвой нашего права идти своим путем. Даже если этот путь - путь прочь от Москвы", - UAportal). Кто как не Порошенко построил всю свою карьеру на великой войне с Россией, и вот он говорит: "нам нужен холодный мир". Абсолютно точное заявление.
Читайте также: Если завтра речь зайдет о возврате Крыма, россияне взбесятся: Радзиховский о рейтинге Путина и протестах
Что такое "холодный мир" в переводе на русский язык? Это фиксация давно сложившейся ситуации, объявление этой ситуации не войной, а миром – и всё.
Это констатация, что российский геополитический прорыв, порыв, экспансия, война – назовите, как хотите - не существует, что он полностью остановлен. Просто признание реально сложившего баланса сил.
Этого добились путем военной борьбы с Россией? Нет. Этого добились путем разрыва отношений с Россией? Нет. Этого добились путем угрозы войны против России? Нет. Этого добились в стиле XXI века – вялой, тягучей, мягкой силой, полуизоляцией, достаточно слабыми экономическими и психологическими санкциями. И всё. И этого достаточно, чтобы остановить имперскую экспансию? Так точно. Этого более чем достаточно для того чтобы остановить имперскую экспансию. Почему? Да потому что никакой экспансии нет. Потому что есть имитация этой экспансии, потому что есть геополитический троллинг, потому что есть трёп.
Так почему же нет экспансии? Да потому что Россия тоже живет в XXI веке, потому что те же самые непреложные законы конца большой военной истории точно в такой же степени распространяются на Россию, как и на все остальные страны.
И такого противодействия, как сейчас, оказалось вполне достаточно для того чтобы эту самую экспансию остановить. В XIX веке, когда была Крымская война, для остановки экспансии нужно было грубое военное противодействие. А в XXI веке нужно что? Да ничего, трёп. Россия треплется, и в ответ треплются. Вот и всё.