"Дышим в унисон": митрополит Александр (Драбинко) о резонансных заявлениях архиепископа Иова и фиаско РПЦ. Блиц
Последние заявления архиерея Константинопольской церкви, представителя Вселенского патриархата при Всемирном совете церквей, архиепископа Телмисского Иова (Гечи) вызвали настоящий резонанс в СМИ. В частности, он фактически объявил смерть Московского патриархата в Украине.
Своим мнением об этом, а также о последнем заявлении УПЦ МП по поводу Объединительного собора в Украине в блиц-интервью UAportal поделился митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский УПЦ Александр (Драбинко).
- Интересное заявление сделал архиепископ Вселенского Патриархата Иов (Геча). Вы его видели?
- Ну, конечно, видел. Я соответственно после получения ссылки от него же, на этот материал, тут же в ответ написал. Говорю - слава Богу, мы с вами дышим в восприятии событий в унисон. Я только вчера об этом рассуждал в очередном интервью (архиепископ Александр (Драбинко) имеет в виду интервью, которое он дал 1 ноября UAportal).
- В частности, владыка Иов сказал о том, что на сегодняшний день все православные архиереи Украины – служители Вселенского престола, поскольку решением Синода Вселенского патриархата юрисдикция Русской церкви над украинским священноначалием отменена.
- Мы с вами об этом вчера (1 ноября) говорили, и очень обстоятельно. Но пока теоретически, поскольку еще нет заявления Вселенского Патриархата о границах своей юрисдикции. Владыка Иов, так же, как и я, говорит о теории. О вещах, которые должны были бы иметь место. Пока что мы не слышали обращения к своей пастве и иерархам Вселенского патриарха.
Читайте также: Когда в Украине состоится объединительный собор по автокефалии (источник крайне сомнительный. Но вдруг)
- Владыка Иов также призвал представителей Русской Церкви восстановить единение с Константинопольским Патриархатом и перестать угрожать расколом в Православии. В частности, он напомнил о том, что украинский вопрос не нов для Константинополя, поскольку все президенты Украины, за исключением Януковича, обращались с просьбой предоставить автокефалию православной церкви в Украине.
Пойдет ли РПЦ на мировую с Константинополем? При каких условиях? В какой перспективе?
- Конечно, пойдет. Евхаристическое единство должно быть восстановлено в любом случае, потому что это вопрос не политический, не гражданского порядка, а исключительно церковный.
Если мы считаем, что миссия Церкви является над-мирной, над-мирской, то нет никаких причин для того чтобы в вопросе административного устройства Церкви использовать и спекулировать вопросами мирскими.
- Как вы считаете, могла бы РПЦ для начала отменить запрет для своих прихожан молиться и причащаться в храмах Константинопольского Патриархата?
- Я в данном случае только скажу одно. По имеющейся у меня информации, количество паломников на Святую Гору Афон, которая находится в непосредственной юрисдикции Вселенского Патриархата, увеличилось.
Для них решение руководства Московской патриархии и Синода, который прошел в Минске, не является обязательным.
Люди как причащались, так и причащаются, священники как служили, так и служат. И это показатель того, что в данном случае, выражаясь мирским языком, мяч далеко не на поле Московского патриархата.
Наоборот, в данном случае Московская патриархия в проигрыше перед Вселенской, потому что она сделала дополнительную рекламу Афону. Все переживали, не уменьшится ли количество паломников. Нет. Количество паломников увеличилось.
- Тот же владыка Иов сказал еще одну интересную фразу: "Если сегодня Православная церковь в России имеет сомнения относительно права Константинополя на предоставление автокефалии", то "она должна отречься от своей собственной автокефалии, потому что патриарший статус ей был дан в XVI веке Вселенским патриархом Иеремией без всякого Вселенского собора".
Вы не считаете, что это напоминание архиепископа можно рассматривать как некую эскалацию отношений между Константинополем и Москвой?
- Я не знаю, от чьего имени высказывает это мнение владыка Иов. Если это мнение согласовано с руководством церкви, которую он представляет и в которой он находится, тогда можно говорить о каких-то вопросах, которые вы подымаете.
Но об эскалации конфликта я бы не говорил. Какие-то размышления, которые мы можем иметь по тем или иным вопросам, не могут являться причиной конфликтов. Никто никому еще не запрещал размышлять. Конфликты могут возникать только в том случае, когда делаются официальные, Синодальные заявления, утвержденные главами Церквей. Все остальное является только личным частным мнением, которое либо может представлять общую точку зрения церкви, либо не может ее представлять и является частным богословским теоретическим мнением.
- На сегодняшний день мы видим, что Константинополь себя ведет достаточно мирно, он не предпринимает зеркальных мер в отношении РПЦ. И все же, может ли ситуация усугубиться? Считаете ли вы, что возможен настоящий конфликт между Константинополем и Москвой?
- Не думаю.
- На чем основывается ваше убеждение?
- На том, что нет оснований для того, чтобы мои основания на чем-то основывались (смеется).
- По просьбе UAportal глава Информационно-просветительского отдела УПЦ, архиепископ Климент прокомментировал то, что сказал спикер УПЦ КП, архиепископ Евстратий (Зоря) по поводу участия митрополита Онуфрия в Объединительном соборе автокефальной церкви Украины. Прежде всего, он сказал, что заявление представителей УПЦ КП является "чем-то сюрреалистическим".
- А владыка Климент в этом мире живет или в каком-то отдельном? Вы его об этом не спросили? (смеется)
- Владыка Климент также сказал, что патриарх Филарет для Стамбула – "сбитый летчик" и что "снятие запретов с него так и осталось ярким примером того, как в Константинопольском патриархате умеют с помощью кучи сложноподчиненных предложений из непонятных архаичных терминов обвести вокруг пальца кого угодно".
- Хороший биолог! Кстати, интересно было бы узнать – этот его комментарий был в виде исповеди, или как? И как он относится к тому, что исповедь, которую он производил надо мной в 2013 году, записывалась на видео?
Тогда, в 2013-м, меня водили под конвоем. Исповедь проходила в комнате, где меня содержали как свидетеля, и владыка Климент был исповедующим лицом. Как я понимаю, снимали на видео, потому что надеялись, что я во время исповеди расскажу что-то чрезвычайное. Я не знаю, знал ли владыка Климент о том, что ведется запись.
За нарушение тайны исповеди в царское время вырывали ноздри, лишали сана и ссылали на каторгу.
- Но в наших современных условиях вы же не будете настаивать на подобных мерах?
- На таких мерах я не настаиваю. Но, как минимум, сана он за это должен быть лишен. Если он знал, что проводит исповедь под камеру.
Есть справка о том, что видео, выложенное в Youtube, достоверное, есть иск в суд. Этим занимается юрист. Если владыка Климент знал, пускай отвечает, почему он это делал. Если не знал, пускай так и скажет. К нему вообще много юридических вопросов.
- То есть в данном случае вы используете не церковный, а сугубо светский способ разрешения конфликта.
- Конечно. А как можно использовать церковный способ, если церковная система судопроизводства у нас не работает?