Есть два измерения, которые делают Объединительный собор легитимным, - протоиерей Георгий Коваленко
Дата Объединительного собора православных церквей Украины пока неизвестна. Тем не менее, ясно, что собор не станет последней точкой в теме независимой церкви – он лишь положит начало масштабного процесса становления.
Будет ли собор легитимным, если на нем будут присутствовать только 3 из 90 экзархов УПЦ МП? Может ли новый предстоятель новой церкви пойти по "московскому" вектору? В чем принципиально эта церковь должна отличаться от тех православных церквей, которые существуют сегодня в Украине?
На эти вопросы в блиц-интервью UAportal ответил ректор Открытого православного университета, бывший пресс-секретарь предстоятеля УПЦ Московского патриархата, протоиерей Георгий Коваленко.
- В интервью одному из изданий вы назвали дату Объединительного собора – 22 ноября.
- Тут получилась странная история. Я сказал: "Нам обещают 22-е", имея в виду, что об этом говорили, "но точно неизвестно". Но от моей фразы отсекли одну часть, и получилось, что я якобы знаю дату. Сразу говорю: я дату не знаю.
- Тем не менее, вы наверняка знаете о событиях, произошедших во вторник, когда президент приглашал на встречу экзархов УПЦ МП. Пришли только 3 из 90 – по той причине, что в тот же день и в то же время митрополит Онуфрий созвал чрезвычайный собор. Как вы расцениваете этот жест? Значит ли это, что УПЦ МП фактически идет на конфронтацию с властью Украины и с другими православными конфессиями страны?
- Мне кажется, важно, что все-таки встреча состоялась, хоть и в очень урезанном формате. Что касается причин, почему она не состоялась в полном формате – тут вопрос к организаторам процесса, тут я не могу ничего комментировать. С одной стороны, неприятно, что не произошло встречи епископата с президентом, а с другой, важно, что все-таки часть епископов смогла встретиться с президентом.
Поэтому я думаю, что у этой истории возможно продолжение. В любом случае, это лишь часть процесса.
- Есть 90 архиереев УПЦ МП. Сколько из них, по вашим оценкам, готовы перейти в новую поместную церковь?
- Я не могу назвать цифр, но в любом случае, мне кажется, процесс будет происходить в несколько этапов. Вселенский патриарх обозначил его как все-таки процесс восстановления единства украинской православной церкви.
Поэтому я думаю, что этот процесс с собором, который должен избрать предстоятеля и фактически завершить процесс предоставления автокефалии, будет продолжаться. Все будет зависеть не только от личных желаний кого-то, но и от того, насколько та церковь, которая будет создаваться, будет соответствовать чаяниям духовенства и верующих, которые, в свою очередь, тоже будут оказывать влияние на иерархов.
В этом смысле процесс восстановления единства украинского православия будет растянут во времени. И во времени будет происходить присоединение к этому процессу епископов.
- То есть объединительный собор не будет последней точкой в этом вопросе?
- Он и в вопросе единства украинского православия не последняя точка, и в вопросе развития украинского православия не последняя точка. Потому что нам нужен не только собор, который изберет предстоятеля – нам нужен большой соборный процесс, который определит лицо украинского православия, который поможет ему избавиться от всех этих болезней – тоталитарных, советских, имперских, средневековых и прочих. А этот процесс невозможен без большой внутренней богословской, организационной и прочей работы.
В частности, необходимо создавать систему богословского образования, развивать систему просвещения. Нам необходимо выстраивать другие церковные служения – и капелланское, и социальное, и искать ответы на многие вопросы, которые стоят перед современными людьми вообще и перед украинцами в частности.
Читайте также: Блиц с митрополитом Александром (Драбинко) о будущем главе УПЦ и самом страшном поступке РПЦ
И этот процесс не может завершиться за один день. Все должны понимать, что для украинского православия есть шанс развиваться независимо и самостоятельно, но это и большая ответственность за то, в каком направлении мы будем развиваться.
Будем ли мы повторять ошибки других церквей, когда получим независимость, или станем частью мирового православия и мирового христианства. В этом смысле очень важны количественные параметры или временные, но еще и качественные. А качественные изменения не происходят мгновенно.
Объединительный собор может только начать процесс, а затем нам всем нужно будет продолжать ту деятельность и то служение, которые мы делали. Надеюсь, в новых условиях многое станет, скажем так, удобнее.
- Если в объединительном соборе примут участие все экзархи УПЦ КП, УАПЦ и только трое экзархов УПЦ МП, будет ли он считаться легитимным, если это понятие здесь применимо?
- Легитимным его делает не количество участников, а то, будут ли его решения подтверждены и приняты Вселенским патриархом. В этом смысле, с одной стороны, все зависит от Вселенского патриарха, а с другой, от духовенства и верующих Украины.
Потому что любое решение иерархов либо принимается другими иерархами, всем православным миром или не принимается церковным народом и духовенством. Поэтому есть два измерения, которые делают этот собор действительным и легитимным: Вселенский патриарх и украинское духовенство и верующие.
- Сегодня можно сказать с полной уверенностью, что митрополита Онуфрия на этом соборе не будет?
- Я не могу за него отвечать. Это вопрос к нему, а не ко мне.
Читайте также: Возможно ли участие митрополита Онуфрия в Учредительном Соборе? Блиц с митрополитом Александром (Драбинко)
- Кто, по вашему мнению, может возглавить новую церковь?
- Для меня и тех людей, с которыми я общаюсь, это не принципиальный вопрос. Мы готовы и открыты к сотрудничеству с любым предстоятелем, который будет избран.
Но, с другой стороны, мы бы хотели, чтобы при этом украинская церковь развивалась на принципах соборности, чтобы свои права и обязанности знал каждый епископ, а не только предстоятель или синод. Чтобы священники имели и право голоса, и свои понятные обязанности и не страдали от произвола, чтобы в церкви был полноценный, законный церковный суд. Чтобы священники не переводились просто так с места на место, чтобы миряне тоже участвовали в принятии важных решений, имели право голоса и механизмы донесения своей точки зрения до священноначалия.
Читайте также: Томос для Украины: что будет с приходами УПЦ МП
Это большой соборный процесс, и в этом вопросе мы открыты к сотрудничеству с тем предстоятелем, которого изберут архиереи. Если же этот человек будет продолжать московский тип политики, то мы готовы быть в оппозиции, пытаясь объяснить, чем украинское православие, украинская церковь должна отличаться от московских шаблонов.
- Озвучивается еще один вариант объединительного собора – его может провести Константинополь. В таком случае архиепископ Иов (Геча) имеет шанс стать главой вновь созданной церкви. Как вы оцениваете вероятность такого сценария?
- В любом случае, Константинопольский патриархат и патриарх через своих представителей будет участвовать в вопросе проведения собора. Я думаю, что это будут либо наблюдатели, либо координаторы. Не знаю, каким будет формат этого участия, но, скорее всего, это участие будет. Но решения будут принимать епископы.
В этом смысле функция представителя Вселенского патриарха, скорее, наблюдательная. А кто будет предложен, неизвестно.
Что касается владыки Иова, то я напомню о том, что в свое время блаженнейший митрополит Владимир на момент избрания его предстоятелем церкви не был в Украине, но епископы приняли решение выдвинуть его. Может быть, это не совсем точная параллель, но я бы не ограничивал возможности выбора для епископов. Если возникнут какие-то кандидаты из Вселенского патриархата, я думаю, епископы вполне могут их рассмотреть. А уж давать им право выдвигать свои кандидатуры или нет – это уже вопрос той процедуры, которая будет принята на соборе.
Читайте также: Раскол РПЦ и Константинополя. Какой сценарий уготован Украине? Мнение Андрея Зубова
Уникальность ситуации состоит в том, что выборы будут проходить по той процедуре, которую епископы должны будут принять на самом соборе. У них есть все возможности либо допустить к участию в этом процессе иерархов Вселенского патриархата, либо не предоставить такой возможности. Думаю, здесь последнее слово будет за украинскими иерархами, а у Вселенского патриарха будет возможность предлагать решение или следить за процессом.
- И последний вопрос. Отче, какое решение лично вы приняли в отношении новой церкви, которая будет создана?
- Я открыт к сотрудничеству. Но, с другой стороны, у меня есть свои проекты, тот же Открытый православный университет. Мне кажется, что для новой церкви было бы неплохо, если бы продолжили существование независимые образовательно-просветительские и медийные структуры, которые были бы доброжелательны, но при этом не были бы полностью инкорпорированы в структуру.
А как священник я подожду решения этого собора, и приму свое решение в соответствии с тем, какой будет реакция Вселенского патриарха на этот собор.