Українська
Mixed

Худшее позади? Арестович о счастливом будущем Украины и главной опасности

Алексей Арестович

Худшее позади? Арестович о счастливом будущем Украины и главной опасности
Худшее позади? Арестович о счастливом будущем Украины и главной опасности

"Худшие испытания остались позади", - сказал президент Порошенко. Он пообещал превращение страны в регионального лидера, в "государство успешных, состоятельных и счастливых людей". По его словам, максимум, через 3 года украинцы увидят собственными глазами, что их жизнь реально улучшилась.

Разумеется, такие заявления накануне выборов не могут не содержать элемент предвыборного пиара. И все же, абстрагируясь от слов Порошенко, можно ли утверждать, что Украину ждет счастливое экономическое будущее? Через 3 года? Если да, что способствует и что препятствует расцвету государства?

"3 года – вполне вменяемый срок. А вообще же срок выздоровления, как по мне, 5-7 лет", - сказал UAportal военный обозреватель и блогер Алексей Арестович.

Дело в том, что высшее руководство страны занимается макроэкономической стабилизацией. Оно не занимается тем, чтобы каждому ларечнику было хорошо. Это не их забота.

Это плохо понятно народу. Народ хочет, чтобы каждому ларечнику, пенсионеру и так далее стало хорошо, и немедленно. Им плевать, какой ценой.

Читайте: Аваков сказал, как освободить Донбасс. "Это маразматично", - заявил Арестович

Предыдущее руководство разбазарило кредиты МВФ на поддержание искусственного курса гривны, на игры с газом и так далее. Получается, что мы влезли в миллиардные долги, чтобы создавать иллюзию социального обеспечения, низких цен на газ и всего остального.

Нынешнее руководство мало того, что вело войну, приняло государство с пустой казной, со сбежавшим президентом, с отсутствием международного признания, да еще и в условиях войны занялось макроэкономической стабилизацией.

Долги мы продолжаем выплачивать, но нам дают новые кредиты на эту стабилизацию. Тем более что в мире есть определенный консенсус, который заключается в том, что без макроэкономической стабилизации никакие более мелкие дела Запад, международные донорские организации не позволят делать. Они сначала потребуют обеспечить правильные кредитные показатели, а потом всё остальное.

Короче говоря, пока мы сидим на иголке МВФ, и никакой возможности сняться с нее и близко нет, при наличии 40 миллиардов долгов, мы работали за кредитные рейтинги. Для этого надо было давать показания, сокращать ненужные банки, делать прозрачным НБУ и прочее.

Читайте: Украина в НАТО и Евросоюзе: 6 тезисов Арестовича о брехне и мифах

Народу от этого, конечно, ни холодно, ни жарко, и он недоволен. Но, как я понимаю, когда Порошенко об этом говорит, он ориентируется на какие-то макроэкономические прогнозы и показатели.

Учитывая, что мы даем рост экономики в условиях гибридной войны и почти 6% трат на военных, это вообще супер-показатели. Страна, у которой бы в условиях войны росла экономика… Что-то я вообще не припомню такой. Если не считать чисто военные показатели.

Я, конечно, не экономист, но в пределах общего здравого смысла, я прикидываю, что наша основа – это кооперация с предприятиями ЕС, открытие заводов, создание рабочих мест. Такие заводы уже открываются, это значит, Запад пошел с нами на кооперацию, понимая, что нужно создавать рабочие места и сохранять технологические цепочки.

Читайте: Медведчук и госизмена: Арестович о киевской игре на обострение

А для того чтобы банки дали кредиты и вообще вся система разрешила работать с нами по кооперации, нужно было обеспечить макроэкономическую стабильность.

Очевидно, спустя 3 года эти же международные рейтинговые агентства подсказывают нашему президенту, что наступит мера каких-то показателей, которые скажутся благоприятным образом уже на микроэкономике. Скорее всего, он ориентируется на эти прогнозы экспертов.

Три года? Да, вполне вменяемый срок. Учитывая, что произошло уже 5 революций, и уже сделано так много всего хорошего – например, за это время открыли почти 400 заводов. Поэтому за 3 года, наверное, будет прочувствована и микроэкономическая стабилизация. Как я понимаю, это связано еще и с реализацией газовых программ, энергетических программ и так далее. Наверняка будет введена в эксплуатацию крупнейшая электростанция в Херсонской области, должно завершиться множество инфраструктурных проектов. Короче говоря, много чего должно произойти.

Читайте: "Фукуяма не до конца прав". Арестович про "русский мир" и причины экспансии РФ

Так что 3 года – вполне вменяемый срок. А вообще же срок выздоровления, как по мне, 5-7 лет. То есть, к 2028-2030 году должно быть уже совсем здоровое общество, в том числе экономически. Когда даже самому последнему таксисту, который обычно у нас специалист по макроэкономике и политике – даже ему станет очевидно, что, в принципе, не всё так плохо, что дело идет к лучшему.

В чем главное препятствие? У нас главное препятствие - кадры. Все кадры - от президента до рядового гражданина. Потому что должна проводиться совершенно определенная работа – в сфере борьбы с коррупцией, экономики, реформирования законодательства. Но царит сплошной популизм, супер-популизм и просто откровенная шиза, которая дает обещания, которые никогда не могут быть выполнены.

Если мы наберем парламент, состоящий из популистов, или выберем президента-популиста, это всё отодвинется. Потому что опять кредиты МВФ и западная помощь будет тратиться на выполнение популистских обещаний и на создание иллюзии улучшения благосостояния.

Читайте: Три сценария Кремля по Украине и "весьма вероятный" четвертый. Арестович о новых угрозах

А вот найти людей, которые силой навяжут необходимые реформы, чтобы мы прошли кризисный период, который в свое время прошли все страны Восточной Европы и Азии... Перейти к европейскому пакету, когда домохозяйства тратят на коммунальные куда более приличные суммы, чем у нас – на это надо решаться. А решаться тяжело. Отсюда субсидии. Отсюда народ, развращенный субсидиями, который три года не делает ничего для энергосбережения.

У нас насквозь развращенное общество, готовое проголосовать за тех, кто сладко обещает, и это всё разбазаривает немногие наличные ресурсы, а еще порождает у людей ложные иллюзии, что может быть хорошо. А почему оно должно быть хорошо? 40 миллиардов долгов, война и так далее. Никто не скажет, что надо затянуть пояса, немного потерпеть и постараться.

Поэтому популизм – основная угроза для продолжения реформ и их осуществления.