Українська
Mixed

Изгнание ПЦУ с Донбасса: Чорновил предупредил об арестах священников

Изгнание ПЦУ с Донбасса: Чорновил предупредил об арестах священников
Изгнание ПЦУ с Донбасса: Чорновил предупредил об арестах священников

Деятельность Православной церкви Украины на оккупированной территории Донбасса будет прекращена 1 марта, священники – депортированы, имущество – конфисковано "в пользу республики", - сообщил предстоятель ПЦУ митрополит Епифаний. Формальная причина – отказ общин пройти регистрацию "по законам республики", - пояснил он. ПЦУ обратилась к ООН, ОБСЕ, Евросоюзу, странам-гарантам "Минска", к различным международным структурам с призывом вмешаться в процесс и не допустить изгнания украинской церкви с Донбасса.

Можно ли было допустить компромисс – временный, на отдельно взятой территории, - и зарегистрироваться по тем самым "законам республики", сохранив при этом приходы и храмы? Может ли ПЦУ рассчитывать на помощь международного сообщества?

Своим мнением на этот счет с UAportal поделился политический эксперт Тарас Чорновил.

Сначала давайте ответим на вопрос: сегодня приходы ПЦУ функционируют на оккупированных территориях в спокойном, нормальном режиме? Абсолютно нет. Они фактически не имеют храмов. Реальные храмы, церкви у них отобрали практически все. Насколько я знаю, те 40 с чем-то приходов, которые остаются там полуформально, иногда служат в приспособленных помещениях, а священники осуществляют душпастырскую деятельность на квартирах.

На самом деле, полноценной, реальной церковной работы они там вести не могут.

Читайте: Проще и честнее. Чорновил о том, как следовало поступить с Maruv и "Евровидением"

Имущество было разграблено, в основном, с самого начала. Преследование украинских священников там тоже велось с самого начала. Среди священников были репрессированные и, я допускаю, что были и погибшие.

Поэтому говорить о том, что на сегодняшний день что-то кардинально меняется – это преувеличение. На самом деле, украинская церковь на оккупированных территориях пребывает в условиях абсолютного и безусловного гонения и преследования.

Что может произойти после 1 марта? Собственно, то, что и так готовилось.

Для России тема православия является одним из столпов государственности.

Если мы говорим о Православной церкви Украины именно сегодня, после того как она получила соответствующий статус, она стала вызовом. Россияне сделали все возможное и невозможное, чтобы уничтожить ее в зародыше на территории всей Украины, и не смогли. Но на Донбассе терпеть ее они точно не будут.

Читайте: РПЦ, вы вообще существуете? Тарас Чорновил доказал неканоничность Московской церкви

Пока там был Киевский патриархат, который считался "неканоническим" и "неблагодатным", пока к нему шло небольшое количество избирателей, для российской оккупационной власти это не имело большого значения. Но сегодня, когда статус церкви кардинально изменился, стало понятно, что в ближайшее время эти церкви будут окончательно лишены возможности для душпастырской деятельности.

Этот ультиматум носит сугубо политический характер. Для судьбы церкви никакой роли он не играет.

Допустим, ПЦУ подала бы заявку на регистрацию. Сами заявки – документы с печатью, с подписями священников, с подписями представителей общины – были бы моментально обнародованы и опубликованы. Но самого факта регистрации не произошло бы – я в этом абсолютно убежден. Москва бы не позволила, чтобы на подконтрольной ей территории действовала каноническая Православная церковь Украины. Для них это прямой вызов.

Так что, думаю, это была продуманная провокация в расчете на то, что кто-то все-таки поведется и заявку подаст.

Читайте: Большая фига: Тарас Чорновил о первом месте Зеленского в президентском рейтинге

Как будут поступать со священниками ПЦУ? Прежде всего, вернуться к практике преследования церквей. Будет примерно то же самое, что было с преследованием Греко-католической церкви в 1970-х годах – с арестами священников, тюремными сроками и прочим.

Призыв к международной общественности, конечно, должен был прозвучать. Хорошо, что это сделано, хорошо, что избраны именно такие адресаты. Другой вопрос – будет ли эффект?

Россия не реагирует и на другие вещи. Там убивают людей, там нарушают все статьи Минских договоренностей, там палит артиллерия, палят минометы. На это им тоже постоянно указывают, вводятся дополнительные санкции, но россиянам на это пока что глубоко наплевать.

На мой взгляд, это обращение станет дополнительным политическим фактором, но повлиять на что-то оно пока что не сможет. Просто в какой-то момент, когда будет рассматриваться вопрос продолжения или усиления санкций, именно этот факт может сыграть определенную роль.

Читайте: 3 года до счастья. Тарас Чорновил о светлом будущем Украины и преградах на пути к нему

Наше задание – добиться того, чтобы цена агрессии и оккупации была для России непомерно высокой. Поэтому каждое дополнительное обращение с фиксацией фактов грубых нарушений основополагающих прав и свобод необходимо, и приближает тот момент, когда туда может вернуться Украина.

Но надеться на то, что в условиях оккупации на этих территориях сможет хотя бы полу-свободно действовать ПЦУ – это иллюзия. Пока россияне оттуда не уйдут, пока там не будет восстановлен суверенитет Украины, ни ООН, ни ОБСЕ, ни Европейский союз – никто не сможет добиться восстановления прав граждан.