Українська
Mixed

РПЦ в Украине – это как раковая опухоль. А ее порой приходится вырезать - капеллан Мединский

Лилия Рагуцкая

РПЦ в Украине – это как раковая опухоль. А ее порой приходится вырезать - капеллан Мединский
РПЦ в Украине – это как раковая опухоль. А ее порой приходится вырезать - капеллан Мединский

Священник УГКЦ Николай Мединский - фигура, известная на фронте. С первых дней войны на Донбассе он духовно поддерживает украинских воинов. Был первым капелланом "Правого сектора" еще до его разделения и даже создавал там капелланскую службу. Но если война на Донбассе занимает 4 с лишним года жизни Мединского, то борьбу с идеологией "русского мира", и с одним из ее главных ретрансляторов в Украине, УПЦ МП, священник ведет, сколько себя помнит. И только сейчас, вместе с надеждой на то, что Украина таки получит Томос на автокефалию, у него появилась и надежда на долгожданное ослабление российского влияния через церковь.

В интервью UAportal Николай Мединский рассказал, что на самом деле означает для Украины возможность создать поместную Украинскую православную церковь, к каким провокациям может прибегнуть Москва, чтобы сохранить свое влияние в Украине и позиции, которые сейчас занимает УПЦ МП, а также объяснил, почему считает высшее духовенство русской церкви раскольниками и еретиками.

- Чем дальше, тем более вероятной выглядит перспектива предоставления Вселенским Патриархатом Украинской православной церкви Томоса на автокефалию. Из заявлений, звучащих из Константинополя, складывается впечатление, что этот вопрос практически решен. Более того, есть основания полагать, что Томос от Вселенского патриарха Украинская православная церковь может получить уже в этом месяце. По вашему мнению, почему для Украины это важно?

- Это логическое завершение пути к автокефалии, который проходила каждая православная церковь, кроме первичных патриархатов. Россия (я сознательно говорю не "УПЦ МП", а "Россия", потому что УПЦ МП вместе с Русской православной церковью - это один из центров идеологической имперской пропаганды) кричит на весь мир, что Украинская православная церковь Киевского Патриархата якобы в расколе, что ее таинства, службы, литургии - недействительны.

Но дело в том, что существование УПЦ КП или УАПЦ (Украинской автокефальной православной церкви. - Uaportal) до получения Томоса - это не какой-то еретический раскол. Их жизнь - вполне в духе, в традиции православной церкви. Так существовали почти все православные церкви после распадов империй. Когда распалась, скажем, Византийская империя, народы, освободившиеся из-под имперского ига, формировали свои поместные национальные православные церкви. Все, повторюсь, все православные церкви, кроме первичных патриархатов, проходили этот путь: самопровозглашались - и только спустя время получали признание.

- А почему так?

- Потому что в православном мире нет другого выработанного какого-то канонического пути получения автокефалии, о котором кричит Москва. Все проходили именно этот путь. И здесь уместно вспомнить ту же московскую церковь, которая более 150 лет была никем не признана. То есть, в их же понимании, находилась в еретическом расколе. И если они сейчас кричат, что таинства УПЦ КП не действительны - значит, такими же были и их собственные таинства. Так что же делать? Как быть?

Впрочем, все заявления, которые сейчас звучат из Москвы или от духовенства УПЦ МП имеют исключительно политическую подоплеку.

Например, Польская православная церковь Томос об автокефалии от Вселенского Патриарха получила в 1924 году. А уже в 1948-м Москва, путем давления, преследования со стороны НКВД тогдашнего митрополита ППЦ Поликарпа и его епископов, в конце концов отстраняет его от митрополичьей должности и в этом же году назначает своего ставленника Тимофея. И заставляет Польшу отречься от Томоса, предоставленного Вселенским Патриархом, взамен приняв Томос об автокефалии от Москвы.

Читайте также:Инициатор запрета NewsOne и 112 ответил на угрозы Портнова. И не только

- Как гопники из подворотни?

- Где-то так. Как гопники, просто взяли - и отжали целую церковь. Каким образом Москва имела право предоставлять им Томос - неизвестно. Я много лет где только можно кричу о том, что московская церковь является неканонической, и прежде всего - на территории бывшей Киевской митрополии. Но раньше меня мало кто слышал. И еще меньше людей решались громко об этом говорить. Пока совсем недавно об этом не сказал Вселенский Патриарх Варфоломей.

Более того, Москва, разорвав литургическое единение со Вселенским Патриархом, совершила настоящий раскол. Они и есть раскольники! В довершение к этому они являются еще и еретиками, поскольку до сих пор находятся в ереси этнофилетизма - то есть служат в интересах империи в ущерб интересам церкви. Такая ситуация.

Поэтому для Украины, точнее, для украинского православия, Томос на автокефалию - это логическое завершение борьбы за признание и создание на территории Украины поместной автокефальной православной церкви.

Но не менее важно (а может и самое важное), что Томос дает возможность Украине выйти наконец из сферы влияния России и Московского Патриархата, который является всего-навсего идеологическим рупором российской империи.

- Какой может быть судьба этого "рупора" после получения Томоса?

- В идеале, было бы логично вообще запретить деятельность в Украине любой структуры, которая находится в сфере влияния Российской империи. Вот только руководство нашего государства вряд ли на это пойдет. Но Томос даст нам второй важный рычаг - разложить на свои места названия церквей. Если УПЦ получит статус автокефальной церкви, то Украинская православная церковь будет только одна. А УПЦ МП будет вынуждена взять более подходящее ей название - Русская православная церковь в Украине. Логично было бы даже на государственном уровне заставить их сделать.

- А как насчет инициатив по запрету их деятельности в нашем государстве?

- Просто взять и запретить - вряд ли это выход. Потому что они оседлают тему преследований и тому подобное. И они будут совершать разного рода провокации. Это однозначно. Провокации с целью возмутить общество, взбаламутить тех своих "матрешек", чтобы они устраивали какие-то ходы, протесты.

А вот дать им их истинное название - это было бы очень логично. И это значительно облегчило бы для общества процесс определения. Вот вы, мол, ходите в русскую церковь - окей, это ваше право. Но у нас война с Россией...

Читайте также:"Имея базуку, жалуемся, что нечем язык защищать". Интервью с Ларисой Ницой

- Вариант, что УПЦ МП как целостная структура, выбирая между сохранением прибылей, которые приносят ей украинские верующие и возможностью хранить верность Патриарху Кириллу и российской идеологии, выберет первое и присоединится к новосозданной Украинской поместной православной церкви, вы не рассматриваете вообще?

- Часть епископов УПЦ МП присоединится безусловно. Уже сейчас, насколько я знаю, согласились на это 10 епископов. Но так же у меня не вызывает и тени сомнения, что большинство, при всем желании, не сможет этого сделать. И они останутся в сфере влияния Москвы. Более того, они будут пытаться отстаивать позицию, что именно они являются самыми каноничными, именно они являются наиболее украинском.

- А почему не смогут?

- Подобное уже было в истории. Причем, недавно. Когда в 1991 году Патриарх Филарет пытался получить независимость от Москвы, на Соборе присутствовали все епископы, кроме, если не ошибаюсь, Афагангела (епископ Одесский и Измаильский - Uaportal). Но уже через короткое время с Филаретом остались всего два епископа. Всех остальных Москва "переубедила".

- Как?

- Так, как она это обычно и делает. Кого-то - купили. На кого-то - нажали через собранный компромат (а он у Москвы есть на всех). Вот почему я уверен, что большинство епископов УПЦ МП не смогут присоединиться к поместной церкви. Они вынуждены будут и дальше плясать под балалайку Москвы.

- Вы упомянули о возможных провокациях. А насколько серьезными они могут быть? Потому что одно дело - крестный ход, и совсем другое - к примеру, истерия, которая сейчас начинает разгоняться, по поводу якобы подготовки захвата "радикалами" той же Киево-Печерской лавры...

- Дело в том, что УПЦ МП - это, по факту, иностранная структура. И после предоставления Томоса они будут вынуждены вернуть украинские святыни. Ибо святыни эти - собственность не УПЦ МП, а украинского народа. Соответственно, там должна служить украинская церковь, а не филиал Москвы. Поэтому то, что нагнетается истерия вокруг этого вопроса - это как раз неудивительно.

А касаемо их готовности к провокациям... Ну, посмотрите, они готовы даже на то, чтобы сделать раскол в мировом православии. Уже сейчас ведутся переговоры с другими поместными церквями: РПЦ ищет союзников. Из того, что я знаю, поддержать их может Александрийский Патриарх - он фактически живет в Москве, полностью зависит от нее, поэтому его поддержка прогнозируема. И, насколько я понимаю, возможна поддержка со стороны Сербского Патриарха. Относительно других пока у меня твердой уверенности нету.

Но если они готовы в православном мире сделать раскол - можем только догадываться, на какие провокации они способны решиться в Украине.

Россия веками лелеет идею "третьего Рима". И осуществила уже далеко не одну попытку подвинуть с первого места в семье православных церквей Вселенского Патриарха и впихнуть туда Патриарха Московского.

Читайте также:Сожрут Украину, не жуя: Муждабаев об Одессе и бомбе от NewsOne и 112

Еще совсем недавно они даже мысли не допускали, что Вселенский Патриарх, несмотря на давление и угрозы, пойдет на этот шаг и предоставит Томос поместной Украинской православной церкви. Поэтому Москва и кричала, что УПЦ МП - это какой-то исключительный страж чистоты православия, только она через РПЦ имеет каноническую связь с православным миром. Что они - самые автокефальные, самые независимые. И что они - за каноническую автокефалию, предоставленную Вселенским Патриархом.

А когда они поняли, что Томос таки будет предоставлен - они заняли позицию: ага, если речь идет не об их интересах, не об интересах "русского мира" - не нужен им тогда и Вселенский Патриарх. То есть все их заявления о чистоте православия, о единстве с православным миром - не более чем пустые слова. Все их действия направлены только на одно: удержать Украину, удержать украинский народ, удержать нашу землю в сфере влияния Российской империи. Никаких других ценностей у них нет.

Об этом можно судить по их видео, их книгах, их так называемых святынях и святых. Вы посмотрите, как они, вроде бы ненавязчиво, но навязывают своего "святого" царя Николая II, известного в истории как Николай Кровавый. Посмотрите, как в разговоре со Вселенским Патриархом московский Кирилл заявил, что украинцы вовсе не желают отсоединяться от Московского Патриархата, потому что чувствуют себя с русскими чуть ли не одним народом. И представить своего существования вне "русского мира" просто не могут. Он открыто заявил об идеологии "русского мира"!

На тех территориях бывшей Российской империи, где они сохраняют влияние, они говорят о "русском царе православном". Там, где влияние ослабевает - говорят фактически то же, но уже подтасовав фундамент духовности. И исходя из этого фундамента, возводят стены "православного государства" - разумеется, с центром в Москве.

Это все - очевидные вещи. Так же очевидно для меня, что РПЦ и ее "производные" - это не церковь. Это - идеологическое подразделение московской империи. Фактически, это ядро ​​"русского мира". Ведь церковь всегда имела значительное влияние на общество. И когда церковь пропагандирует спасение, пропагандирует Христа - это положительное влияние. А когда так называемая церковь пропагандирует имперские идеи - положительного влияния здесь не сыщешь.

- Я просто думаю, стоит ли нам переживать, что прольется кровь на почве этого нагнетания...

- Нет, переживать не стоит. Но готовыми надо быть. Я не исключаю даже такой вариант, когда они будут формировать так называемые отряды радикально настроенных "украинских националистов", которые будут пытаться где-то побить их батюшек или "матрешек", например. Это тоже не ново в нашей истории. Вспомните 1940-50-е годы, когда они формировали отряды НКВД, которые, переодевшись в костюмы УПА, ходили по украинским селам и убивали, насиловали, грабили... Это делалось, чтобы дискредитировать в глазах украинцев воинов УПА.

Читайте также:"Плюнула бы Путину в морду!" Откровенное интервью с Настей Приходько

Поэтому я предполагаю, что они и сейчас могут прибегнуть к разного рода провокационным действиям, чтобы хоть как-то дискредитировать и УПЦ, и украинский народ в целом в глазах мирового сообщества.

Но бояться этого не стоит. Это - как раковая опухоль. Когда она появляется, ее надо попробовать убить "химией". Но если уже беда, если бескровные методы уже не действуют - тогда остается только вырезать эту опухоль. А тогда неизбежно проливается кровь.

Конечно, я против этого. Я и надеюсь, и буду молиться, чтобы до этого не дошло. Но мы должны быть несокрушимы на пути к своей цели, стойки в своей борьбе. Потому что борьба украинского народа против смертоносной российской империи длится веками. И пролились уже реки, а то и целое море крови. И сейчас, чтобы обезопасить будущее наших детей и внуков от продолжения кровопролития и посягательств со стороны России, мы должны сделать все возможное и невозможное.

И создание поместной церкви не только будет способствовать этому, а станет одним из краеугольных камней нашей государственности.