Кирилл хочет в Киев. "Пускай едет, у нас есть Javelin" - протоиерей Александр (Дедюхин) о "защите" православных в Украине
Путин пообещал "защищать" свободу вероисповедания в Украине, не уточнив, как именно он собирается это делать на территории соседнего государства. Патриарх Кирилл высказал надежду на то, что сможет помолиться в Киево-Печерской лавре. Когда и при каких обстоятельствах – также не уточнил.
Что значит "защита" УПЦ МП по-путински? Что значит ностальгия по Киеву по-кирилловски? Насколько и Путин, и Кирилл способны влиять на то, что происходит в церковной жизни Украины?
Своим мнением на этот счет в блиц-интервью UAportal поделился настоятель Свято-Николаевской церкви Православной церкви Украины (г.Полтава), протоиерей Александр Дедюхин.
- Как вы расцениваете заявление главы соседнего государства о том, что он собирается защищать верующих в Украине?
- Русскоязычных он уже пришел "защищать" в 2014 году. Они могут "защищать" только до полного уничтожения. Война до последнего украинца – это их главная идея. Что Путина, что Кирилла.
Интересно, что в последний раз в 2013 году Кирилл приезжал в Киев на бронепоезде. Мы еще тогда шутили, что в следующий раз он заедет на танке или на асфальтоукладчике, и мы это поймем.
Так что сейчас для него, в принципе, выход только один: ехать на танке. Но проблема в том, что у нас есть достаточно "Джевелинов" и другого современного вооружения. Но пускай едет.
- Мы понимаем, что в церковном плане Кремль Украину потерял. Тем не менее, на что они все еще способны? Мы видим, какова сегодня позиция УПЦ МП – выполнять закон о переименовании и перерегистрироваться они не собираются, держат оборону. Если им будет содействовать лично Путин и РПЦ, чем эта ситуация может грозить?
- Эта ситуация может грозить вооруженным конфликтом. Обратите внимание: все время из уст спикеров Московского патриархата, из уст спикеров РПЦ звучат слова о том, что, дескать, в Украине вот-вот может пролиться кровь.
Они пытаются на это провоцировать. Конечно же, Украина на это не идет ни в лице верующих, ни в лице властей. Это совершенно неприемлемый вариант. И вот, в РФ ждут провокаций, чтобы прийти и "защитить" верующих.
Насколько серьезны их намерения "защищать" с оружием в руках, я не знаю. Но "Воронежу", наверное, надо приготовиться в любом случае, если они будут "защищать" украинских верующих ("бомбить Воронеж" - фразеологизм, означающий применение против кого-то мер, которые приносят больше вреда себе, а не тому, против кого они направлены, - UAportal).
И все-таки мне кажется, что подобные заявления делаются не столько для нас, сколько для внутреннего российского потребления. По-моему, они уже сами в это не верят.
- То есть вы считаете, что нам в Украине не стоит принимать эти слова всерьез?
- Нет, я думаю, что не стоит. Если бы хотели "защищать", уже давно бы пришли и "защищали".
- И по поводу 10-летия интронизации Кирилла. Собственно, все сказанное было сказано именно к этой дате. В частности, Путин сказал, что правление нынешнего главы РПЦ способствовало укреплению доверия между странами и народами, а церковь при нем проявляла "действенную миротворческую силу". По вашему мнению, что было главным в 10-летнем правлении Кирилла, и справился ли он со своей ролью предстоятеля большой церкви?
- Смотря, что понимать под этой ролью. Если понимать превращение церкви в еще одно министерство Российской Федерации, то, конечно, справился. А если говорить в плане проповеди Христа, в плане духовного роста церкви, в плане того, чтобы сделать церковь максимально близкой к народу, в плане того, чтобы сделать церковь по-настоящему объединяющей силой – совершенно нет.
Читайте также: Путин сдохнет, недоимперия развалится. Протоиерей Александр Дедюхин про патриархат ПЦУ
10 лет назад церковь в России была церковью интеллигенции. Но за эти 10 лет интеллигенция стала главным врагом Кирилла. Интеллигенция, люди думающие, всеми силами выдавливалась из церкви.
И при Кирилле церковь стала еще одним министерством РФ. Вот этого он добился.
Кстати, обратите внимание: на 10-летие патриаршества Кирилла практически никто не приехал – было только 3 предстоятеля Православных церквей, патриарх Антиохийский, который живет в Москве, Сербский и Американский. Мне кажется, маловато как для помпезного действия.
Читайте также: "До вечера умрете все". Настоятелем Киево-Печерской лавры пора заняться прокурорам – протоиерей Александр (Дедюхин)
- А сколько предстоятелей было на недавней интронизации митрополита Епифания?
- Тут примерно паритет. Плюс-минус.
Мы не меряемся количеством приехавших, но факт состоит в том, что на сегодня ни одна православная церковь в мире не высказалась резко о том, что она не признает Православную церковь Украины. То есть процесс идет.
Кстати, игумен Ефрем, который по благословению Вселенского патриарха приехал в Киев для участия в интронизации митрополита Епифания, имеет достаточно большое влияние в Москве. На саму интронизацию он не попал, он оказался в больнице якобы с инфарктом – это достаточно темная история. Но факт состоит в том, что он не смог ослушаться патриарха Варфоломея и таки приехал в Киев. Этот факт мы можем считать положительным.
- По вашему мнению, насколько сильно сегодня влияние лично патриарха Кирилла на митрополита Онуфрия и на священноначалие УПЦ МП? Насколько он сегодня способен их контролировать?
- Я в этом совершенно некомпетентен, но давайте говорить так: он их контролирует. За счет чего? То ли за счет личного влияния, то ли за счет какого-то компромата, который есть на них у ФСБ – я не знаю. Но их контроль – полный.
Читайте также: Кирилл въедет в Киев на танке Путина: митрополит Александр (Драбинко) о "защите" УПЦ МП
- Так что, когда Кирилл призывает УПЦ МП "твердо держаться веры" и "не поддаваться соблазнам", скорее всего, МП будет держаться РПЦ?
- Да, держаться будет. Но нужно понимать разницу в сознании РПЦ и украинцев. Она принципиальная.
Когда Кирилл заявляет про то, что Украинская церковь будет "твердо держаться", он имеет в виду, в первую очередь, епископат и высшее духовенство. Но, как бы там ни было, Украинская церковь – это, прежде всего, люди. Люди, которые поддерживают церковь. Люди в России совершенно не берутся во внимание.
Поэтому выбор в Украине все равно остается за людьми, а не за руководством. И в этом состоит принципиальная разница между Россией и Украиной.