Максим Зинин, IBOX Bank: Банковское обслуживание онлайн – это новая норма жизни
Директор Департамента розничных продуктов IBOX Bank Максим Зинин в эксклюзивном интервью UA.news рассказывает о новой реальности в банковской сфере после коронакризиса и движении банков в сторону онлайн
IBOX Bank недавно добился "принципальства" Mastercard. Сложно ли это для небольшого банка и какие возможности открывает (кроме выпуска карт Mastercard)?
Максим Зинин: Статус principal member – это статус учасника платежной системы с более широкими возможностями для кооперации. Я бы сказал, это вызов. Вызов для маленького банка привести многие свои привычные процессы в соответствие с мировыми стандартами. Сложно ли? Сложно, как и все новое. Но не пугающе сложно, а скорее интересно.
Уверен, для команды профессионалов по плечу практически любые вызовы. Возможностей – широкое поле, начиная от новых партнерских отношений, заканчивая совместными рекламными проектами.
Планируете ли интеграцию с Union Pay International?
Максим Зинин: Как уже озвучивала врио Председателя Правления IBOX Bank Заряна Кивак, у банка произошли изменения в стратегии в плане акцента на транзакционный бизнес. Получение статуса принципала международной платежной системы Mastercard – это один из шагов в этом направлении.
Максим Зинин,
директор Департамента розничных продуктов IBOX Bank
В целом банк планирует запуск собственной линейки онлайн-сервисов. Это и запуск мобильного приложения для физических лиц, и эмиссия электронных денег. Разумеется, вслед за "принципальством" Mastercard, логическим продолжением развития будет прямое сотрудничество и c остальными крупнейшими платежными системами: Visa и Union Pay International.
Не секрет, что одним из главных "доноров" потока иностранной валюты в Украину являются трудовые мигранты и постоянно проживающие за границей украинцы. Как пандемия уже повлияла на объем денежных переводов?
Максим Зинин: COVID-19 заставил большую часть трудовых мигрантов вернуться в Украину. Кто-то остался там. Естественно, и это было ожидаемо, что обороты по всем системам снизились. Национальный Банк прогнозировал спад на уровне 20-30%. Где-то так оно и есть на сегодняшний день. Это если говорить о денежных переводах в их классическом виде оффлайн-касс.
Максим Зинин,
директор Департамента розничных продуктов IBOX Bank
С другой стороны, из-за приостановки международных пассажирских перевозок, которые в значительной степени использовались для доставки наличных средств в Украину, а также в связи с временным прекращением из-за эпидемии Сovid-19 работы пунктов перевода денежных средств, выросли онлайн-переводы. Это говорит о том, что далеко не все вернулись, многие решили переждать там эпидемиологический кризис.
Будем наблюдать, как страны выходят из ограничительных мероприятий. От этого напрямую зависит то, поедут ли люди на сезонные работы, а соответственно и вернутся ли "донорские" потоки в привычном объеме.
Банковская система Украины пережила уже не один тяжелый период. Как вы оцените вызов пандемии и готовность ей противостоять?
Максим Зинин: Сегодня любой бизнес, где это было возможно, научился жить и работать в условиях карантина. Карантин существенно уменьшил количество посетителей у касс, но вместе с тем, научил использовать онлайн-сервисы. В это сложно поверить, но еще до карантина многим не хотелось вникать в детали, загружать приложения и разбираться.
Максим Зинин,
директор Департамента розничных продуктов IBOX Bank
Сегодня онлайн-сервисы вынужденно стали новой нормой жизни. Потому к сервисам, которые позволяют переводить деньги, сейчас наблюдается повышенный спрос. Не будем забывать о том, что из-за карантинных мер, отсутствия авиасообщений и отсутствия, ставшего уже таким простым и доступным туризма, граждане останутся тратить накопления (у кого они есть) здесь в Украине.
Говорить о критических последствиях для экономики лишь из-за снижения объемов денежных переводов было бы неверно. Любой аналитик сегодня прогнозирует последствия весеннего карантина для страны без оптимизма. Но это не первый кризис и в банковской системе, и в стране. Разница в том, что сейчас абсолютно все под ударом. И соответственно всем приходится делать поправку на пандемию и трудности в бизнесе, которые она влечет. Думаю, что выстоим с честью.
Ваша международная платежная система IBOX Money Transfer работает в формате оффлайн-касс. Почему кассовые денежные переводы до сих пор актуальны в эпоху мобильного банкинга?
Максим Зинин: Как я уже говорил, мы все учимся или уже научились жить в онлайне, максимально, где есть такая возможность, сократить социальные контакты. Если раньше об этом просто много говорили, то сегодня это не просто опция, а прямая необходимость.
Стратегия банка обозначена именно с расчетом на то, что требуется пересмотр существующей модели обслуживания. Ориентация на клиентов-физлиц, активно использующих интернет. Сегмент клиентов, который привык к традиционному кассовому обслуживанию – также будет удовлетворен, но активного развития в этом направлении мы не видим.
В ближайших планах – разработка и внедрение мобильного приложения банка, в котором будут реализованы ряд услуг, продуктов и программ, в т.ч. и возможность изменить формат нашей платежной системы IBOX Money Transfer с оффлайн-касс на онлайн. Начнем с нее, далее задействуем остальные, популярные среди украинцев, системы денежных переводов.
Опишите три главных зоны развития украинских банков. Что могло бы им помочь приблизиться к передовым мировым финучреждениям?
Максим Зинин: Первое, это безопасность и прозрачность работы с клиентом. Второе, простая и понятная схема сотрудничества, "юзабилити" сервисов. И третье, о чем мы уже говорили, развитие онлайн-сервисов.
Эпидемия Сovid-19 значительно усилила тенденцию перехода клиентов из offline в online. Все большее количество клиентов имеют позитивный user experience дистанционного обслуживания. Я думаю, немногие граждане вернуться в отделения банков оплачивать коммунальные платежи, переводить деньги или получать другие услуги. Более того, Национальный банк Украины этому всячески способствует, оптимизируя правила игры, которые включают "зеленый свет" онлайн-сервисам и cashless-экономике.