Не надо договариваться! Ни с Путиным, ни с Кириллом! - Портников
Журналист Виталий Портников считает, что Украине не нужно пытаться договориться с Москвой о своем будущем.
По мнению журналиста, свое будущее должны решать сами украинцы, как это сегодня происходит на объединительном соборе в Киеве, где планируется создать автокефалию и назначить ее главу.
Далее приводим текст блога Портникова, который он опубликовал в своем телеграме:
То, что в эти минуты в святой Софии проходит первый собор независимой и каноничной Украинской православной церкви сегодня кажется вполне естественным, ожидаемым событием. Спустя несколько лет это событием будет считаться важным, историческим, но полностью укладывающимся в логику событий, в само развитие Украины и ее народа.
Примерно также сегодня оценивается провозглашение украинской независимости. Студентам и школьникам кажется что то, что произошло 24 августа 1991 года стало естественным, всеми ожидаемым развитием политических процессов. Их родственники вполне готовы поддержать эту замечательную иллюзию. Но на самом-то деле все было не совсем так! Еще за несколько недель до провозглашения независимости даже самым смелым оптимистам казалось, что до независимости еще долгие годы, а президент США Джордж Буш-старший с трибуны украинского парламента призывал нас поддержать обновленный Союз! Общественные настроения тоже были отнюдь не в пользу своего государства – большинство украинцев на первых свободных выборах поддержало коммунистов, а не активистов Народного Руха, а на референдуме 1991 года поддержало союзное государство. Наша Декларация о суверенитете казалась лишь попыткой занять в этом государстве достойное место, а 19 августа 1991 года многие решили, что и об этой попытке можно забыть – наше место нам укажет ГКЧП.
Да что там говорить, даже после 24 августа многие считали, что референдум 1 декабря 1991 года закончится поражением "националистов". И если так считали у нас, то стоит ли удивляться, что в этом были уверены россияне – от простых людей и журналистов московских медиа до Горбачева и Ельцина.
А теперь вернемся на несколько недель назад сейчас. И вспомним, как много людей было уверено, что никакого объединительного собора не будет, что никакая автокефалия не возможна, что речь идет лишь о какой-то авантюре, не более того. И в самом деле – не может же какой-то там патриарх из Константинополя идти на реальный конфликт с самой Русской церковью, а значит – с Россией! Сколько у него дивизий?
Но это – недели. О годах я уже и не говорю. Многие существовали в полной уверенности, что вопрос об автокефалии должен быть решен только московской патриархией. Что именно с ней необходимо вести переговоры. Что без ее согласия никакая каноническая Украинская церковь просто не возможна. И, между прочим, именно так было перед провозглашением независимости в 1991 году, когда казалось, что ее провозглашение должно стать результатом переговоров в Москве, а не решения в Киеве. И Владимир Винниченко в 1917 году отправился в Петроград, договариваться о судьбе Украины с Александром Керенским – а в результате оба достойных политика окончили свои дни в эмиграции.
Не надо договариваться! Ни с Керенским, ни с Горбачевым, ни с Путиным, ни с Кириллом! Не потому, что договариваться плохо, а потому, что для всех этих людей, для государства, для церкви, для общества, которые они представляют, никакой Украины нет и не было никогда! И тогда какое же может быть Украинское государство, какая может быть Украинская церковь? Тогда что странного, что они не представляли себе самой возможности появления Украинского государства и уверяли нас, что самостоятельная Украинская церковь тоже не возникнет?
Этих людей можно только поставить перед фактом. Украинская Народная Республика была таким фактом. Провозглашение независимости Украины 24 августа 1991 года было таким фактом. Революция достоинства 2013-2014 годов была таким фактом. А сегодня фактом цивилизационного значения станет собор независимой Украинской православной церкви. И этот факт еще раз напомнит, что будущее Украины созидается не в Москве, а здесь, что оно творится самими украинцами, которые не нуждаются в разрешении и одобрении тех, для кого они не существуют.