Не выпускали в туалет: протоиерей Александр Дедюхин о соборе в Софии и планах по захвату храмов
15 декабря в Украине была создана Поместная церковь. О том, что происходило перед Объединительным собором, на нем и после него, а также о том, какие последствия для всего украинского православия будет иметь это историческое событие, в блиц-интервью UAportal рассказал настоятель Свято-Николаевской церкви УПЦ КП (г.Полтава), протоиерей Александр Дедюхин.
- Можете ли вы рассказать, что происходило в Малой Софии до начала Объединительного собора?
- Малая София передана в пользование Киевского патриархата, и утром 15 декабря там проходил предсоборный процесс - была литургия, и проходил поместный собор Киевского патриархата, на котором было принято решение о его ликвидации. Потому что, для того чтобы что-то новое родилось, сначала нужно что-то ликвидировать.
Параллельно подобное решение было принято и Украинской Автокефальной церковью. Они также заседали тем утром.
И вот с этим решением мы уже пошли на собор в Софию. У нас у всех отобрали гаджеты…
Читайте: Онуфрий понижен в статусе: Виктор Еленский прояснил нюансы
- Просто как на конклаве…
- Да. А потом, под конец, когда проходил последний тур голосования, даже не выпускали в туалет из Софии.
- Мог ли собор сорваться?
- Мог.
- Что могло послужить причиной?
- Например, отказ некоторых епископов идти на этот собор.
- Но ведь раньше говорилось о том, что не важно количество архиереев, которые примут участие в соборе. Дескать, кто придет, тот и примет участие в создании церкви.
- Когда приехали греки, они вначале говорили именно так: кто придет – тот и придет. Потом они начали говорить о том, чтобы пришли вообще все, включая Московский патриархат. Для них было важно количество. Сколько именно архиереев им было нужно, я не знаю, потому что я с ними переговоров не вел. Но отказ в последний момент от участия тех епископов, которые уже прибыли, мог сорвать собор.
Как мы знаем, в соборе приняло участия 200 делегатов, включая монашество и мирян.
Читайте: "Путин, введи войска"-2: протоиерей Александр Дедюхин об угрозах Кирилла и монахах Шредингера
- Значит, греков это количество удовлетворило.
- Ну да.
- Что помогло принять решения в такие короткие сроки?
- В том числе и вмешательство президента. Он сказал: если вы не хотите, вон, есть люди на площади. Идите к ним и объясняйте.
- То есть президент говорил о том, чтобы впустить на собор людей?
- Да, впустить людей.
На самом деле, собор затянулся из-за технических моментов. В частности, нужно было печатать бюллетени. В первом туре участвовали абсолютно все епископы, около 60 человек, и все имена нужно было напечатать в бюллетенях.
- В блиц-интервью UAportal 23 ноября вы сказали о том, что после создания Поместной церкви в Украине у архиереев УПЦ МП, которые не пришли на собор, будет возможность покаяться.
- Да, я говорил о том, что они могут покаяться. Сегодня я заходил на сайт Черкасской епархии Московского патриархата, и там уже написано, что предстоятель – митрополит Епифаний. Что-то уже происходит.
- То есть вы допускаете, что архиереи УПЦ МП будут потихоньку дрейфовать по направлению к Поместной церкви?
- Совершенно верно.
Кроме того, есть информация о том, что в ближайший четверг в Верховной Раде могут рассматривать законопроект о названиях церквей.
- Вы почувствовали какие-то перемены через несколько минут после создания Поместной церкви?
- Через несколько минут – не знаю, но через полчаса после окончания собора мы, все бывшие церкви, вместе ужинали.
Знаете, Иисус Христос очень часто учил учеников за трапезой. И момент совместной трапезы, даже обычной – обед, ужин, - это очень важно. Мы были все вместе – представители бывшего Киевского патриархата, бывшей Автокефальной церкви, Московского патриархата. Мы сидели и общались, всё было замечательно и хорошо. Там впервые ощущалось это единство.
- Что дальше с УПЦ МП?
- Во-первых, согласно письма патриарха Варфоломея митрополиту Онуфрию, после избрания главы Поместной церкви Украины он больше не может носить титул «митрополита Киевского».
Скорее всего, им придется переименовать свою церковь – это мы узнаем уже скоро по голосованию в Верховной Раде. Речь об этом шла давно, и я надеюсь, что мы дожили до этого момента.
Читайте: Томос, отбор храмов и раскол: протоиерей Александр Дедюхин о нервотрепке УПЦ МП
Но опять же – никто не собирается захватывать храмы силовыми методами. Нет, абсолютно, еще раз нет. Московскому патриархату будет предложено присоединиться к признанной канонической украинской церкви.
А они остаются какой-то непризнанной церковной организацией.
- То есть УПЦ МП на сегодня раскольники?
- С догматической точки зрения раскол – это внесение изменений в вероучение, а они все-таки не вносили изменений.
Есть три степени раскола: ересь, раскол и самочинное сборище. Так вот УПЦ МП – это самочинное сборище. То есть они собрались без предстоятеля, организовали что-то свое.
- Есть ли в этой церкви сейчас Благодать?
- А у меня ж нет харизмометра, я не могу померить – вот тут есть Благодать, вот там – нет Благодати. Благодать есть там, куда ее посылает Бог. Поэтому, если вы хотите, вы можете позвонить Богу и спросить.
- По поводу лавр и других приходов УПЦ МП – что будет с ними?
- Пока ничего. Пока что единая поместная церковь захватила приходы Киевского патриархата, Автокефальной церкви и немножечко Московского патриархата. А все остальные захватим позже.
- От УПЦ МП в соборе принял участие митрополит Александр (Драбинко) и митрополит Симеон (Шостацкий). То есть их приходы автоматически переходят в Поместную церковь?
- Да, митрополит Драбинко забирает свой приход. Что касается митрополита Симеона, то, по его словам, из его 300 приходов в Винницкой области на момент проведения собора его согласилось поддержать около сотни. Что на сегодня – я не могу сказать.
Читайте: Прольется ли кровь из-за Томоса? Интервью с протоиереем Александром Дедюхиным
То есть, по идее, когда в Поместную церковь будут переходить архиереи Московского патриархата, с ними будет переходить и какая-то часть приходов. Если архиерей не захочет переходить, приходы вполне могут переходить сами.
Приход – это главная единица в нашей церкви, и он решает самостоятельно, к какой конфессии ему принадлежать.
- То есть, если их архиерей не хочет переходить, они могут перейти сами и сменить архиерея?
- Да.