Українська
Mixed

Объявить войну России: Олег Жданов сказал, что не так с военным положением

Татьяна Гайжевская

Объявить войну России: Олег Жданов сказал, что не так с военным положением
Объявить войну России: Олег Жданов сказал, что не так с военным положением

28 ноября в 10 областях Украины водится военное положение. При этом война не объявлена, мобилизация не предусмотрена. По большому счету, отсутствуют основания для подобного решения, и "минусов" от него больше, чем "плюсов".

Такое мнение в блиц-интервью UAportal высказал военный эксперт Олег Жданов.

- Военное положение введено перед лицом угрозы нового вторжения, в частности, в Мариуполь и Бердянск. Эффективна ли такая мера с этой точки зрения?

- Вообще, это называется особым периодом подготовки страны к войне. Обычно вводится чрезвычайное положение – военное положение вводится при непосредственной угрозе войны. И, как правило, военное положение вводится одновременно с объявлением войны.

У нас это сделано вразнобой. Мы вводим военное положение без объявления войны.

По большому счету, оснований для введения военного положения нет. Если мы откроем закон и посмотрим, каковы критерии введения военного положения, то увидим, что на сегодняшний день таких условий, наверное, нет. В частности, там сказано о прямом вторжении, угрозе государственной независимости Украины и прочем.

Читайте: Гражданским лучше не знать: Арестович о секретной части военного положения

Справка UAportal В статье 1 Закона Украины №2396 "О правовом режиме военного положения" сказано: "Военное положение - это особый правовой режим, вводимый в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы, отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности".

- Нет формального повода, потому что мы не объявили Россию своим врагом?

- Да. У нас Россия числится агрессором, но у нас нет военной доктрины.

- Что необходимо было сделать до объявления военного положения?

- Надо объявить войну. На основании чего мы вводим военное положение? Где враг? Где война?

Подготовка к войне может осуществляться и без введения военного положения. Нет такого жесткого критерия – давайте введем военное положение и будем жить 10 лет в нем. Но обороноспособность страны и национальная безопасность – это повседневная деятельность. Проводить ее в режиме военного положения или в режиме мирного времени – это уже решение местных органов власти.

Читайте: РФ не представляет для США военной угрозы. За одним исключением. Олег Жданов о прогнозе Пентагона

- Тем не менее, имеет ли какие плюсы этот статус?

- Ну, какие плюсы… У нас же де-факто война, а де-юре ее нет. Если мы де-юре признаем факт вооруженной агрессии со стороны России – да, военное положение должно быть обязательно введено. У нас вооруженный конфликт, а значит, мы имеем право ввести военное положение либо на всей территории страны, либо на части территории.

А когда де-юре нет войны, это очень сомнительный шаг.

- Грубо говоря, от этого решения ни холодно, ни жарко?

- Да. От этого абсолютно никак. Дело в том, что при военном положении даже больше минусов, чем плюсов, потому что сворачиваются демократические институты, ограничиваются в правах и свободах граждане страны, их имущество может подлежать мобилизации по необходимости. Сами граждане могут быть мобилизованы по необходимости.

Мы объявляли мобилизации без военного положения, а теперь мы объявляем военное положение без мобилизации. Когда мы вели войну, мы не объявляли военное положение, а сейчас, когда у нас вялотекущий вооруженный конфликт, мы объявляем военное положение без объявления войны.