Последний шаг перед войной: генерал Романенко о введении военного положения в Украине
В ночь на 26 ноября Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение внести в Верховную Раду вопрос о введении военного положения в стране на срок 60 дней в связи с последними событиями в Керченском проливе. Украинский парламент рассмотрит это решение на заседании во второй половине дня понедельника. Тем временем Генштаб ВСУ сообщил о том, что Вооруженные Силы Украины приведены в полную боевую готовность.
Существует ли объективная потребность в военном положении в сложившейся ситуации? Какими будут последствия этого шага? В частности, может ли Украина рассчитывать на военную помощь западных партнеров?
На эти вопросы в блиц-интервью UAportal ответил экс-заместитель начальника Генштаба ВСУ, генерал-лейтенант запаса Игорь Романенко.
- Посоветовали ли бы вы руководству страны вводить военное положение?
- В такой ситуации, безусловно, надо вводить военное положение.
Вопрос лишь в том, в каких формах. Как известно, закон "Про правовой режим военного положения", принятый в 2015 году, содержит ограничения, есть 24 пункта.
Здесь нужно проанализировать ситуацию и определиться, вводить ли военное положение по всей стране или в отдельных регионах, а также вводить ли все 24 ограничения или только часть из них.
Читайте: Это война? Арестович пояснил, к чему ведет конфликт в Азовском море
По моему мнению, исходя из текущей ситуации, военное положение можно ввести в сокращенном варианте: вводить не по всей стране, а в отдельных регионах, и не со всеми ограничениями, предусмотренными законом. В конце концов, при необходимости всегда можно нарастить.
- Как вы квалифицируете ситуацию, которая сложилась в Керченском проливе?
- Ситуация такова, что против двух наших речных катеров, суден без вооружения, и буксира вышли десятки российских военных кораблей, вертолеты и самолеты. Силы были неравны, но Путин не спустил.
Понятно, что Украине необходимо развивать военно-морскую базу в Азовском море, для этого нужны, в том числе и эти катера и буксир. Это речные катера, а там глубины небольшие.
- Можно ли сказать, что Россия сегодня закрывает Азовское море для Украины?
- Думаю, на текущий момент – однозначно.
- После введения военного положения можем ли мы рассчитывать на военную помощь наших союзников, например, стран НАТО?
- Во-первых, не надо питать иллюзий: за нас никто воевать не будет. Но как-то поддерживать Украину они будут – вооружением, деньгами, специалистами, развединформацией.
Читайте: Керченский пролив перекрыли: что происходит в Азовском море
- Резюмируя: что нам даст введение военного положения сейчас, в конкретной ситуации по Азову?
- Это даст понять противнику, что при усугублении ситуации у нас есть серьезные намерения воевать, а также о подготовке к этому страны.
В военном деле есть такое понятие как предварительная подготовка к ведению военных действий и непосредственная. Так вот, мы начали предварительную подготовку. А военное положение – это непосредственная подготовка, это переведение Вооруженных Сил в боевую готовность. Это очень серьезно. Это последнее, что делается перед тем, как применять Вооруженные Силы – все Вооруженные Силы, а не отдельные рода войск. А также все военизированные структуры, в том числе Национальная гвардия, Национальная полиция, СБУ.