Проще и честнее. Чорновил о том, как следовало поступить с Maruv и "Евровидением"
Певица Maruv, Анна Корсун, одержавшая победу в национальном отборе на конкурс "Евровидение-2019", отказалась от участия в конкурсе. Она назвала условия контракта с "Национальной общественной телерадиокомпанией Украины" кабальными, и заявила: "Я музыкант, а не бита на политической арене".
"Когда мы говорим об обстоятельствах, которые возникли вокруг нее, тут есть два аспекта", - сказал в комментарии UAportal политический эксперт Тарас Чорновил. И пояснил, в чем заключается главная проблема.
Если вдруг окажется, что Maruv решит представлять Россию на "Евровидении", или предложит свои услуги, или Россия за это ухватится, то это будет колоссальная пощечина тем экспертам и членам жюри, которые ее поддерживали.
Нужно будет пересматривать всю систему национального отбора, потому что это будет признаком прямой поддержки коллаборанта.
Читайте: 3 года до счастья. Тарас Чорновил о светлом будущем Украины и преградах на пути к нему
Но пока что такого факта нет, никакого предложения из России не поступало. Более того – было заявление самой певицы, что она готова отказаться от гастролей в России.
Для меня она не является интересной даже с сугубо музыкальной точки зрения – я слушаю другую музыку. Но когда мы говорим об обстоятельствах, которые возникли вокруг нее, тут есть два аспекта.
Аспект первый. Система отбора должна быть сформирована так, чтобы подобные вещи потом не возникали. Россия официально признана страной-агрессором. Гастроли в стране-агрессоре должны были бы быть зафиксированы как фактическое нарушение украинского законодательства. Возможно, следовало бы предусмотреть и какую-то ответственность. Не обязательно уголовную. Но этого наш законодатель, к сожалению, не сделал.
Подобная вещь – недопустимость гастролей в стране-агрессоре – должна была бы быть зафиксирована и в правилах украинского национального отбора.
В таком случае этот вопрос просто бы не возник.
Читайте: Большая фига: Тарас Чорновил о первом месте Зеленского в президентском рейтинге
Аспект второй. Это наше взаимодействие с Европейским вещательным союзом (ЕВС), который проводит "Евровидение". И здесь возникает вопрос: насколько это отвечает или не отвечает принципам ЕВС. Мы уже имеем заявления оттуда, что это личные политические взгляды и тому подобное.
ЕВС не запрещает стране ввести ограничения в случае, если это предусмотрено законодательством Украины. Так было с российской участницей на украинском "Евровидении". Ей запретили въезд в Украину, Россия подняла истерику, но ЕВС сказал очень четко: есть законы страны, которая проводит "Евровидение", согласно которых страны-участницы должны осуществлять свой национальный отбор.
Поэтому определенный конфликт с организаторами "Евровидения" - следствие того, что наши законодатели почему-то очень боятся сделать дополнительные шаги в вопросе законодательного регулирования понятия коллаборантства и тому подобного.
Это могут быть мягкие законы, не драконовские. Они могут предусматривать много случаев, в которых не будет наступать наказание и другие вещи. Но они должны быть введены.
Читайте: Вакарчук – сырой материал: Чорновил о том, как певец сыграл в пользу Порошенко
Что касается отдельного пункта о том, что, как заявляет певица, ей выставили кабальные условия, то тут есть другой нюанс. Если законом вы не предусмотрели определенных ограничений, вряд ли вы можете их засунуть в отдельные условия. Плюс условия, которые выставляются, должны быть в рамках условий, предусмотренных ЕВС.
То есть проще и честнее было бы сказать: поскольку мы допустили такие ошибки, в "Евровидении" в этом году Украина принимать участия не будет.
Но, насколько мне известно, сама певица заявила, что она отказывается участвовать. Если ее решение окончательное, то вопрос вроде бы уже не должен возникать – будет проведен очередной отбор.