Українська
Mixed

Суд над украинскими моряками в Москве: адвокат Новиков поделился важными подробностями дела

Татьяна Гайжевская

Суд над украинскими моряками в Москве: адвокат Новиков поделился важными подробностями дела
Суд над украинскими моряками в Москве: адвокат Новиков поделился важными подробностями дела. Источник: Громадське

15 января в Москве проходит суд над украинскими военными моряками, захваченными в Керченском проливе 25 ноября. Украинцев разделили на 3 группы. По состоянию на 17:00 по двум из них уже объявлено решение: продлить содержание под стражей до 26 апреля.

Суд проходит в закрытом режиме. Моряки отказываются отвечать на вопросы, называя себя военнопленными. Адвокаты подчеркивают: у них есть все основания настаивать на таком статусе. И приводят аргументы.

В блиц-интервью UAportal адвокат Илья Новиков поделился подробностями заседания и прояснил линию защиты.

- Почему заседание было закрытым? В чем главная причина?

- Причина одна, она же главная, она же – не главная. Потому что об этом просило следствие.

Никаких оснований не было, никакой тайны там не было, все документы не секретные. Тем не менее, следствие просило, суд взял под козырек. Причем, не один судья, а все трое.

Трое судей, сейчас пока еще идут заседания следующей группы, каждый судья должен провести по 2 заседания. Но нет никаких сомнений в том, что все решения – и промежуточные, и итоговые – будут одинаковые.

Читайте: Пленные украинские моряки жалуются на провокаторов в СИЗО

- Что в данной ситуации можно сделать? Как ускорить освобождение украинских моряков? В частности, что может сделать защита?

- У защиты была основная цель – внятно обозначить свою позицию. Причем, моряки это делали по-своему, а адвокаты – по-своему. Когда судьи опрашивали их, задавая стандартные вопросы об анкетных данных, в частности, кроме имени и даты рождения спрашивали, где они родились, какой у них семейный статус, чем они занимались, где они проживают – на все эти вопросы моряки ответили, что не будут отвечать на эти вопросы, потому что, по статье 17 Женевской конвенции о военнопленных, военнопленный обязан отвечать только на вопросы о своем имени, звании, возрасте и личном номере, если такой имеется. Все остальные вопросы оставьте себе.

Это было услышано, поскольку это происходило еще в открытой части заседания, в первой.

Адвокаты, со своей стороны, представили суду заранее проработанную позицию о том, почему в данном случае Женевская конвенция является применимой. Российская сторона пытается все это представить крайне упрощенно в том смысле, что, если нет объявленной войны, следовательно, и военнопленных быть не может.

Читайте: "У меня разрывается сердце". Игорь Воронченко взбудоражил предложением по пленным морякам

На самом деле, Женевская конвенция говорит об ином. Во 2 статье говорится о том, что она применима ко всем как объявленным, так и к необъявленным войнам – достаточно любого вооруженного конфликта, в котором участвуют два государства-члена Женевской конвенции, чтобы она была в полном объеме применима ко всем лицам, которые будут захвачены в результате таких действий.

Украинские моряки подпадают под это определение на сто процентов. Они были захвачены после обстрела с российской стороны, причем, российские военные моряки знали, что они стреляли по украинским. Это не была ошибка, они не заблуждались, они не думали, что перед ними гражданские нарушители. Они очень хорошо понимали, что стреляют по украинским военным кораблям и имеют все шансы тяжело ранить или убить – к счастью, не убили, но тем не менее, - кого-то из украинских моряков.

Это, безусловно, был вооруженный конфликт, здесь не может быть никаких двойных трактовок, и все, кто были арестованы, задержаны – называйте это как угодно – после этого обстрела и в рамках этого конфликта, являются военнопленными.

Слушайте аудиозапись комментария Ильи Новикова: