Українська
Mixed

Украина хочет в НАТО. На какой ответ способен Путин? Мнение Леонида Радзиховского

Леонид Радзиховский

Украина хочет в НАТО. На какой ответ способен Путин? Мнение Леонида Радзиховского
Украина хочет в НАТО. На какой ответ способен Путин? Мнение Леонида Радзиховского

7 февраля Верховная Рада Украины приняла изменения в Конституцию Украины, которые закрепляют в Основном Законе путь страны в НАТО и в Евросоюз. Соответствующее решение было принято конституционным большинством.

На новость отреагировали центральные российские телеканалы. В частности, не обошел ее вниманием и телеканал "Россия 1", "поздравивший" Украину с этим событием в своем привычном стиле.

Тем не менее, официальной реакции Кремля на это решение Украины не последовало. Последует ли? И будет ли руководство РФ каким-то образом препятствовать этому самому членству, особенно с учетом того, что в военной доктрине этого государства НАТО числится в роли потенциального врага?

Своим мнением на этот счет с UAportal поделился российский журналист Леонид Радзиховский.

По-моему, никакой реакции вообще нет, хотя обычно она бывает довольно быстро. И правильно, что быстро. Информационный повод – штука скоропортящаяся. Если в первых два дня реакции не будет, значит, ее не будет. Потому что это ведь не юбилей войны или революции, которые отмечают и через 50 лет.

Судя по тому, что реакции до сих пор нет, ее вполне может и не быть. Я имею в виду пиаровскую реакцию. Соловьев, естественно, побеснуется, но это обычная история. Ваши политики дают пищу Соловьеву, российские политики дают пищу вашим ведущим. Обмен жратвой.

Читайте: Так остановлена имперская экспансия России: Радзиховский о войне, трёпе и забывчивом Фукуяме

Официальной реакции на уровне Путина, Думы, Совета Федерации, МИДа, думаю, скорее, не будет, чем будет. Я о формальной словесной реакции.

А фактическая реакция – какой она может быть? Что Россия может сделать? Если кто-то и препятствует Украине вступить в НАТО, то, прежде всего, это сама Украина, ее внутреннее положение, которое не соответствует тем, сем, пятым, десятым критериям НАТО.

Во-вторых – политическая ситуация в Европе, в странах НАТО. В мае месяце – выборы в Европарламент. Все кричат, что большой успех будет у европейских популистов, у европейских правых. Это анекдотическая ситуация, но, насколько я понимаю, правые популисты психологически очень близки к националистам, в том числе к украинским. Но с другой стороны, они близки и к российскому руководству. Говорят, что они и организационно с ним связаны, деньги получают. Этого я не знаю, но в политических вопросах европейские правые занимают пророссийскую позицию.

Если они добьются успеха, они, естественно, будут выступать против вступления Украины в НАТО.

Читайте: Крайне опасная ситуация: Радзиховский про дань Чечне, Кадырова и Путина меж двух огней

Впрочем, мне кажется, что это разговор чисто пиаровский. Ваш, а не российский, министр иностранных дел говорил, что это вопрос не лет, а десятилетия (глава украинского МИДа Павел Климкин назвал вопрос вступления в НАТО вопросом среднесрочной перспективы, президент Украины Петр Порошенко озвучил другой прогноз – страна может получить членство в течение 5 лет, - UAportal). Но если говорить про 10 лет, то вы понимаете: 10 лет, 110 лет… Это всё пустой разговор для актуальной, реальной политики, у которой горизонт планирования – год-два. Это как в фильме "Бриллиантовая рука": "Сеня, про зайцев – это не актуально".

Что будет через 10 лет? В какой форме будет существовать НАТО, ЕС, Россия, Украина… Думаю, сегодня на эти вопросы никто ответить не сможет.

Но с другой стороны, если получится быстро – тем лучше. Но все дело в том, что это зависит от слишком многих вещей. Прежде всего, от положения в странах НАТО, в руководстве НАТО. От того, какими будут отношения Америки и Евросоюза, насколько будет сильна популистская волна в Европе, что будет с "Северным потоком-2".

Если это откладывается на несколько лет, то что будет в России, кто придет после Путина, какую политику будет вести Россия после Путина. Вполне возможно, что после Путина во внешней политике будет противоположный крен, потому что путинская внешняя политика совершенно ничего не дает. Это абсолютный тупик.

Читайте: Я меньший джентльмен, чем Кадыров: Радзиховский об инциденте со Скабеевой

Если будет внешний крен, вполне возможно, что Россия вообще плюнет на это дело и не будет предпринимать никаких действий против вступления Украины в НАТО. Какие действия? Это угрозы Европе, рассказы о том, что, если сегодня вы примите Украину, завтра мы выставим ракеты – и тому подобное.

Понимаете, это зависит от такого количества факторов, их сочетания, которое еще на порядок увеличивает неопределенность, что я бы не относился к этому сегодня как к чему-то кроме пиара, который, очевидно, имеет актуальное предвыборное значение.

В том, что это имеет предвыборное значение, сомнений нет просто потому, что все, что сейчас происходит в стране, естественно, должно, обязано иметь предвыборное значение.

Что касается реакции самого Путина, то, по-моему, он сейчас пребывает в довольно странном состоянии. И в этом состоянии едва ли его волнует решение украинской Рады.

Читайте: Путину нужен президент, который довел бы Украину до ручки, - Леонид Радзиховский

Что с ним происходит, почему он завис, почему он вообще ничего не производит, никаких действий – ничего? 20 февраля он будет выступать с обращением к Федеральному собранию. Я не думаю, что там будет уделено хоть какое-то внимание Украине в НАТО. Я думаю, что его уговорят делать послание не о том, что надоело всем в России до зубной боли – Украина, НАТО, ракеты, Америка, Сирия… Это в России всем ос-то-чер-те-ло. Просто осточертело.

Людей волнует одно: почему цены растут, а зарплаты – нет. Ну и всё с этим связанное. Сугубо внутренняя социальная повестка. Никакие песни про НАТО и про Украину тут ничего изменить не могут, и ничего, кроме усталости и раздражения, у людей вызывать не могут. Это с точки зрения общества.

С точки зрения его личной самооценки, если он по-прежнему считает себя тем Александром I, который решает судьбы Европы, он может что-то сказать, произнести какие-то слова, которые вызовут огромный резонанс в ваших СМИ, у ваших депутатов. Опять пойдет волна… Но фактически абсолютно ничего сегодня сделать Путин не может – как он ничего не делает уже очень давно в отношении Украины.

Читайте: Путин сделал россиян богаче или беднее? Мнение Леонида Радзиховского

Эта знаменитая война затихла, ничего там не происходит, никакой актуализации ее нет. И быть не может по той простой причине, что у Путина на это нет ни воли, ни планов, ни желания. А слова? Ну, может быть, какие-то слова он скажет. Хотя, повторю, мне кажется, что он и слов никаких говорить не будет.

Фактически повлиять на это вступление он сегодня и не может, и не будет этого делать. Потому что это вопрос чисто пиаровский. Вы сказали, что вступите, мы вам ответили – да мы вас… Поговорили, разошлись.

Вы все равно не вступаете, и черт его знает, когда вступите, а мы всё равно ничего вам сделать не можем и не будем.

Это чисто пиаровская болтовня с обеих сторон, за которой никаких действий в обозримом будущем не последует.