Зеленский, Томос, Кирилл и Путин. Реванш невозможен! – митрополит Драбинко
В 2018 году во многом благодаря усилиям президента Петра Порошенко Украинская православная церковь обрела статус автокефальной. Константинопольским патриархатом был предоставлен Томос. Но после победы на выборах оппонента Порошенко – Владимира Зеленского – начали озвучиваться опасения по поводу "реванша" и, в частности, по поводу отмены Томоса.
Насколько такие опасения оправданы? На этот вопрос UAportal ответил митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Православной Церкви Украины Александр (Драбинко).
Во-первых, относительно реванша – он невозможен априори!
Есть государственная система, которая вырабатывает общую идеологическую политику, и ее вектор не зависит особо от настроения руководителя государства или его предпочтений, и в религиозном поле также.
К примеру, возьмем того же Януковича. Каким бы он ни был пророссийским, он понимал: религия - это в Украине идеологическая составляющая, это из области национальной безопасности. Как ни странно это прозвучит, но он был за поместную объединенную церковь и прилагал к тому значительные усилия. По-глупому, конечно, но прилагал. Это отдельная тема для разговора.
Читайте: Кирилл въедет в Киев на танке Путина: митрополит Александр (Драбинко) о "защите" УПЦ МП
Томос – это как рождение, как получение паспорта. Это бывает один раз. Дали документ – и всё. Конечно, можно лишить человека гражданства, но человеком он быть не перестанет. То, что я скажу – не самый лучший пример, но все-таки... Дети рождаются от брака и любви, а иногда – увы, от изнасилования. Но они не перестают быть детьми.
Если бы Москва не включила свою антагонистическую по отношению автокефалии украинской Церкви политику, то все было бы мирно и по любви.
Томос отнять и отменить никто не может. Есть Украина как государство – есть Украинская Церковь. Факт "рождения" признают все поместные церкви. Есть проблема с признанием. И те четыре церкви, которые собирались на Кипре, сказали: да, ПЦУ есть, а решать нужно вопрос признания, а не наличия. Они не оспорили права Константинополя давать автокефалию и реальность события дарования ПЦУ автокефалии, и не говорят, что эта автокефалия недействительна. Они говорят только о том, что как-то это произошло конфликтно.
Читайте: Будучи огурцом, называться арбузом: митрополит Александр (Драбинко) о переименовании УПЦ МП
Но повторюсь – не Константинополь причина конфликта.
Автокефалия Украинской церкви – свершившийся исторический факт. Вопрос не подлежит обсуждению. Нереально, чтобы Константинополь признал свое деяние недействительным. Тому и нет никакой причины.
Другой вопрос, что ПЦУ пока что не внесена во все диптихи поместных церквей. Но нам спешить некуда. Например, Московскую автокефалию не признавали на протяжении 141 года. Но, по большому счету, все идет своим чередом.
Москва, понятное дело, пытается вставлять "палки в колеса". Для Москвы пока что нереально признать, что украинская церковь стала независимой. Тем более что лично для патриарха Кирилла это имиджевый проект – с одной стороны, не отпустить Украину в церковном плане. С другой стороны, не войти в историю как человек, при котором "великая" Русская церковь потеряла Украину. И доказать государству: дескать, "вы Союз развалили, а я в церковном плане его держу". Религиозности и церковности здесь ноль. Исключительно гордость и политика.
Но не вечны ни Путин, ни Кирилл. Все пройдет, все встанет на свои места.
И кто бы ни был президентом Украины, вопрос поместной церкви у него будет всегда в приоритете.