Роман Насиров: Зарплата депутатов должна составлять 200-300 тыс. грн
Кампания перед президентскими выборами в Украине набирает обороты, и многие украинцы постепенно задаются вопросом, за кого отдать свой голос, как тот или иной кандидат предлагает решать накопившиеся в Украине проблемы. 112.ua поможет разобраться с ответами на эти вопросы и в связи с этим начинает серию интервью с кандидатами на главный пост страны. О ходе предвыборной кампании, деоккупации Донбасса и борьбе с коррупцией говорим с кандидатом в президенты Украины Романом Насировым.
Давайте начнем с простого вопроса: зачем Роман Насиров идет в президенты?
- Потому что я хочу изменить эту страну. Знаете, долгое время работая в бизнесе, ты живешь в той атмосфере, в том климате, который есть. И часто понимаешь, что он должен быть чуть-чуть другим. 10 лет назад мы предлагали такие изменения, будучи простыми участниками рынка в той или иной сфере, но этого было недостаточно. Потом мы начали предлагать их более системно, принимая участие в общественных организациях, движениях, ассоциациях, но этого тоже было недостаточно. И вот только теперь, после того как я прошел парламент, возглавлял комитет, работал на государственной службе на высоких должностях, я знаю, как нужно менять страну. Невозможно оставаться в стороне, если хочешь, чтобы страна изменилась, – нужно принимать в этом активное участие.
ЦИК зарегистрировала вас кандидатом 21 января. С того времени не особо видны ваши борды или реклама по телевизору. Может сложиться впечатление, что шансов выиграть у вас немного.
- Смотрите, к нашему большому сожалению, избиратели, и это стоит признавать всегда, смотрят изначально достаточно традиционно. Борды – это просто реклама. Что мы видим на них? Это просто политические лозунги, а не предложения, не достижения и не конкретные действия кандидатов. Не мне вам рассказывать, что реклама на билбордах и по телевизору очень дорогая. Я считаю, что избиратели должны понимать, оценивать и задавать вопрос тем кандидатам, которые попросту тратят, я бы сказал жгут деньги на вот такую рекламу. И следующий вопрос: откуда эти деньги? И третье. К большому сожалению, на сегодняшний день большинство медиаресурсов управляются олигархами или финансово-промышленными группами. И зачастую вход в такие СМИ, даже за деньги, невозможен. Поэтому свою кампанию я буду выстраивать абсолютно по-другому. Буду идти доступными мне путями: через интернет, через социальные сети пытаться достучаться до людей. Я буду общаться, давать интервью, в том числе тем СМИ, которые за последние 5 лет действительно показали себя как независимые и объективные и которые не принадлежат олигархату.
Но интернет и соцсети – это небольшой процент электората.
- Смотря кто как оценивает электорат. Тем более что я для себя основной задачей ставлю достучаться до среднего класса. Невозможно прийти абсолютно ко всем. Что делает основная часть кандидатов? Они пытаются пообещать что-то социально незащищенным гражданам. Я же хочу в первую очередь достучаться и объяснить среднему классу, который понимает и слушает. Это люди, которые сами черпают информацию, на них невозможно повлиять количеством фотографий на билбордах или банальной рекламой по телевизору. Это те люди, которые будут вдумываться, о чем говорят кандидаты.
И все же, борды и рекламу по ТВ будете использовать?
- Планирую, но, наверное, не много.
Кроме бордов и медиа, нужны еще люди (наблюдатели, члены комиссий) - это десятки тысяч людей.
- Это десятки тысяч людей, вы правы. Эти люди у нас есть, и они с удовольствием хотят принимать участие в избирательном процессе.
Вы обидитесь, если назвать вас техническим кандидатом?
- Я ни в коем случае не технический кандидат. Я думаю, никто никогда не сможет сказать такого обо мне. Но давайте говорить о другом. Предвыборная кампания только началась, февраль и март будут наполнены информацией, предложениями, презентациями. И вот в конце этого пути можно будет делать вывод, кто из зарегистрированных кандидатов технический, а кто является реальным предложением для народа Украины.
Есть ли кандидаты, с которыми у вас примерно одинаковые программы, чьи взгляды вы разделяете?
- Я не анализировал программу других кандидатов, я иду со своей программой и предлагаю то, что я считаю правильным, нужным и необходимым для Украины на этом этапе развития.
Вы или вам предлагали объединиться с каким-нибудь еще кандидатом?
- Фактически на протяжении всего прошлого года мне поступало достаточно много предложений от разных партий, политических сил с предложениями присоединяться, объединяться. Я думаю, что кандидат в президенты должен идти (на выборы) сам, а подобные предложения можно будет рассматривать уже на следующих этапах.
Вы прошли в Раду по списку БПП. Почему сейчас идете отдельно?
- Действительно, я шел в списке "Блока Петра Порошенко" в 2014 году. Меня пригласили туда идти в Раду как специалиста, как эксперта и профессионала в сфере экономики и финансов. Я в этой части достаточно хорошо выполнил свою работу и показал намного большие результаты, чем даже ожидались. На сегодняшний день я иду независимо, со своей политической программой.
Какие отношения на сегодняшний день у вас с Петром Алексеевичем Порошенко?
- Петр Алексеевич на сегодняшний день – президент страны. У меня с ним каких-то практичных отношений нет.
Возможно ли ваше объединение с Петром Порошенко?
- На сегодняшний день об этом совсем рано говорить, а с другой стороны, я думаю, каждый из нас идет своим путем.
Чем вы сейчас занимаетесь, чем зарабатываете на жизнь?
- На сегодняшний день я занимаюсь исключительно президентской кампанией. Вы знаете, я был восстановлен в должности главы Государственной фискальной службы. Но на период предвыборной кампании я официально попросил Кабинет министров об отпуске, и все свое время посвящаю предвыборной кампании.
Откуда у вас деньги на взнос в ЦИК и на предвыборную кампанию?
- Моя декларация и источники моих доходов неоднократно обсуждались. До 2014 года я работал в бизнесе. В принципе, большую часть времени я был руководителем и возглавлял крупнейшие в этой стране инвестиционные кампании, получал официально хорошую зарплату с премиями и бонусами. Деньги, которые я потратил на взнос, – это сбережения мои и моей семьи. Изначально бюджет предвыборной кампании мы формируем за счет сбережений нашей семьи, при этом на сегодняшний день поступает достаточно много предложений от людей, которые поддерживают мою программу, хотят участвовать в финансировании кампании. Но это этап следующих двух месяцев.
Можете назвать фамилии?
- Я думаю, фамилии на сегодня называть неправильно, но я представлю свою команду в течение следующего месяца. Это люди, которые на сегодняшний день уже присоединились и будут присоединяться к моей деятельности. В первую очередь это украинский бизнес: малый и средний бизнес, люди, которые своим трудом каждый день зарабатывают себе на жизнь и хотят изменений в стране.
Из крупного бизнеса кто-то предлагал свои услуги в виде финансирования?
- Из крупного бизнеса на сегодняшний день поступали предложения и встречаться, и обсуждать. Но опять же, это следующий этап. Я бы основной упор делал на средний и малый бизнес.
Если предложат (финансирование от крупного бизнеса), будете рассматривать этот вариант?
- От честного, прозрачного крупного бизнеса, конечно же, мы будем рассматривать предложения по сотрудничеству.
Сколько стоит ваша предвыборная кампания?
- Я думаю, это будут миллионы гривен, даже не миллионы долларов.
Какие основные статьи расхода, на что планируете тратить деньги?
- Большая часть бюджета пойдет на политическую рекламу.
Сколько у вас сейчас человек в команде?
- Смотря что считать командой. Если мы говорим о большой команде, то там уже сотни и тысячи людей. Если говорить о команде штаба – это десятки людей.
Кто возглавляет ваш штаб?
Мы идем тем путем, которым будем идти и в будущем. Сегодня мы работаем как команда. Я не пытаюсь назначить руководителя штаба. Членам своей команды я даю возможность определиться, кого они считают сильным, способным возглавить штаб человеком. Я думаю, такое решение будет принято в течение следующих двух недель.
Давайте о наболевшем. Какие конкретные шаги нужно предпринять для деоккупации Донбасса и возвращения Крыма?
- Здесь есть несколько важных факторов. Во-первых, Украина не живет сама по себе, отдельно от всего мира, у нас есть соседи. Во-вторых, есть международное сообщество, которое тоже принимает участие в этом процессе. Были минские соглашения, и думаю, пришло время признать, что они в принципе не работают. Был Будапештский меморандум и были страны, которые гарантировали суверенитет и территориальную целостность. Сегодня этот процесс нужно возвращать в конструктивное русло. Если это не сработает, то у Украины, как суверенного государства, не останется другого варианта, как рассматривать возможность снова становиться ядерной державой для защиты себя. Всегда уважают сильных. Разговаривать и идти на необходимые шаги в разговоре готовы с сильным партнером. Одновременно Украине необходимо работать над тем, чтобы страна была экономически самодостаточной. Весь потенциал для этого есть.
С Путиным нужно договариваться?
- Изначально нужно садиться за стол переговоров, без этого невозможно, мы живем в цивилизованном мире. И в кратчайшие сроки необходимо заставить Россию, руководство России, обеспечить все необходимое для деоккупации этих территорий.
В какие сроки возможно решение вопросов Крыма и Донбасса?
- Этот вопрос можно было бы решить в течение года.
По Донбассу или оба?
- Донбасс и Крым мы не можем разделять. С юридической точки зрения это разные проблемы, но с практической – это одна проблема.
В своей предвыборной программе вы писали, что планируете наладить "добрососедские отношения со всеми странами по принципу национального интереса Украины". Не значит ли это, что Украина может пойти на какие-то уступки – отдать часть территории, например?
- Ни в коем случае. Когда мы говорим о добрососедских отношениях, это в первую очередь об экономических и национальных интересах Украины. Я приведу несколько примеров: Польша, Венгрия и Румыния. Здесь процессы менее явные, чем с Россией, но в некотором смысле они даже более критические. Соседние страны начинают раздавать свои паспорта гражданам Украины: это делает Румыния, это делает Венгрия. Польша фактически пытается похитить нашу рабочую силу: раздает карты поляка всем желающим украинцам, дает разрешение на работу. Это точно не совпадает с национальными интересами Украины. С Россией у нас вопрос четко понятен, а вот защита национальных интересов, в том числе на другой стороне Украины, не менее важна.
Еще один пункт программы: международные партнеры должны выделить Украине оружие. О каком оружии идет речь, какие именно партнеры его должны выделить?
- Неоднократно в мире, в том числе во время Второй мировой войны, США помогали Советскому Союзу, предоставляя оружие и военную технику. На сегодняшний день о таких программах можно договариваться со странами Европейского Союза, с Соединенными Штатами Америки, с арабскими странами, можно поднимать этот вопрос с азиатскими странами. Исключительно для защиты территории Украины.
Получится ли убедить страны выделить оружие?
- Я думаю, о ситуации в Украине на сегодняшний день знает весь мир. И здесь не нужно убеждать, нужно обратиться, как, может, когда-нибудь в будущем обратятся к нам. Мы сегодня уже частично перестроили армию, она намного сильнее, чем была 5 лет назад. Выпускается военная техника, которой Украина славилась много лет. С международными партнерами необходимо разговаривать, выстраивать диалог. Нужно обращаться, чтобы получить ответ.
Нужен ли Украине призыв на срочную военную службу?
- Мое мнение: от призыва (на срочную службу) нужно уходить, это мировой и передовой опыт, армия должна быть контрактной. На сегодняшний день мы, как страна, подходим к тому, что даже армия готова предоставлять конкурентные условия на рынке труда. Моя позиция такова: в течение двух-трех, максимум пяти лет вся украинская армия должна стать контрактной.
Еще одна головная боль в Украине – коррупция. Как с ней бороться?
- Коррупция в стране была, есть и, наверное, какое-то время будет… Проблема с коррупцией в Украине никак не изменилась за последние 4 года, с ней не борются. Коррупция – как болезнь: нужно бороться не с симптомами, а с источником этой проблемы. В нашей стране коррупция начинается с парламента. До прихода в парламент в 2014 году я никогда не был госслужащим, я работал в коммерческих компаниях, получал честную большую зарплату. Вспомните 14-й год: депутат на руки получал 4,5 тыс. грн. С учетом девальвации на тот момент это было 150-200 долларов. Может депутат прожить на 200 долларов? Нет. С тех пор ситуация немного изменилась, наверное, зарплата депутата уже ближе к 20 тыс. грн. Но я вам опять-таки скажу, не живут депутаты на 20 тыс. грн. Если человек не может жить на эти деньги, тогда почему он там, зачем он там работает?
До какого уровня нужно повысить зарплаты?
- 200-300 тыс. грн и более строгая ответственность (за свои действия).
В своей предвыборной программе вы писали о том, что нужно упростить процедуру возврата средств, которые были заработаны коррупционным путем. Кто и как должен возвращать эти средства?
- Суд (должен возвращать деньги), но должна быть быстрая процедура рассмотрения.
Зачастую коррупция – это взаимодействие власти с крупным бизнесом. Как бороться с олигархами?
- Разве мы можем ожидать, что олигархи не будут участвовать в коррупции, если в этом процессе принимала участие большая часть страны? Или принимала участие, или имела такой опыт. Нам нужно окончательно обрезать возможность бизнесменов влиять на государство или на процессы в своих интересах. Этого можно достичь только путем реальной демократии. В стране были созданы Антикоррупционное бюро, Специализированная антикоррупционная прокуратура, сейчас создается Антикоррупционный суд… Вроде бы в правильном направлении движемся, но никакой борьбы с коррупцией, а тем более с большой коррупцией нет.
В случае избрания вас президентом будет ли Украина продолжать сотрудничество с МВФ?
- Конечно. Сотрудничество с МВФ должно быть построено, но на основании других отношений. Меня очень удивляет и расстраивает, когда наше правительство идет к МВФ одолжить очередной один-два-три миллиарда и в основном одолжить их для закрытия старых долгов. Так не должно быть. С МВФ можно сотрудничать в другом направлении. Украине нужно не просить денег для оплаты части предыдущего долга, а предложить программу развития и привлекать деньги МВФ для развития экономики в стране. После этого мы с легкостью сможем закрыть те долги, которые уже есть.
И напоследок: будет ли Роман Насиров президентом?
- Роман Насиров будет президентом.
Первые пять шагов, которые вы предпримете в случае избрания президентом?
- Таких шагов не пять, а 250. Вопрос выделения приоритетности иногда может быть сманипулирован. Я бы мог рассказать и о первых 5, 10 и 50 шагах, но каждый из них критически важен сам по себе. Основной из моих задач на посту президента Украины будет начало больших изменений в этой стране, реальных реформ. Часто говорят, что у президента есть конкретный функционал, все остальное – функции правительства. Но президент не может просто сидеть в стороне, у него есть законодательная инициатива.
Но у нас парламентско-президентская республика. Поддержит ли эти инициативы парламент?
- Если президент делает правильное предложение, в котором заинтересован народ Украины, я считаю, что у парламента не будет возможности его не поддержать. С другой стороны, это будет тест для парламента, насколько депутаты готовы принимать настоящие реформаторские законы. Но я уверен, что украинский парламент готов и будет поддерживать все правильные и необходимые инициативы для улучшения жизни в Украине.
Беседовал Сергей Дворниченко